РМШ гусеницы танка «Объект 906». | Первый вариант РМШ гусеницы танка «Объект 430» (проект). | РМШ гусеницы танка «Объект 432». | |
РМШ гусеницы танка «Объект 167» (проект). | Опытная ленточная гусеница танка ПТ-76. |
Дальнейшие работы по совершенствованию гусениц с РМШ для танков велись в конструкторском бюро Омского завода транспортного машиностроения (завод №174). Они завершились в 1962 г. созданием серийной гусеницы с РМШ для танков Т-54, Т-55 и Т-62. Ресурс гусениц составлял 5000-6000 км. Они серийно выпускались с 1966 г.
В конструкциях траков гусениц с РМШ применялась последовательная схема работы резиновых колец шарнира. При такой схеме во все проушины траков запрессовывались втулки с наружными навулканизированными резиновыми кольцами и внутренним шестигранным отверстием. Вовнутрь втулок вставлялся шестигранный палец. При повороте одного трака резиновые кольца в его проушинах, закручиваясь, поворачивали палец и заставляли закручиваться резиновые кольца в проушине другого трака, так как палец был связан посредством втулок с проушинами обоих траков.
При установке на танк гусениц с РМШ потери в движителе снижались в среднем на 20%. Скорости движения и запас хода танка Т-55 на гусеницах с РМШ были в среднем на 15% выше, чем на гусеницах с ОМШ. Кроме того, при наличии гусениц с РМШ улучшалась плавность хода машины и уменьшался уровень шумов.
Одним из основных дефектов первых опытных образцов гусениц с РМШ являлась их неразборность, так как пальцы не имели стяжных гаек и от осевого перемещения удерживались с одной стороны головкой пальца, с другой — стопорным кольцом. Неразборность шарниров обусловливалась воздействием абразива, проникавшего в зазор между пальцем и втулкой. При введении стяжных гаек и их стопорения за счет большого момента затяжки гаек (294-343 Нм (30-35 кгс-м) этот дефект был устранен.
Применение резинометаллического шарнира последовательного типа для легкого танка «Объект 906» при силовом способе стопорения гаек (как у траков среднего танка) оказалось невозможным из-за малого диаметра пальца.
Созданием гусениц с РМШ занимались и во ВНИИ-100 (руководитель — А.С. Развалов). В 1962 г. по просьбе главного конструктора А.А. Морозова для опытного среднего танка «Объект 432» в институте разработали гусеницу с РМШ, в которой использовалась параллельная схема работы резиновых колец шарнира. В таком шарнире резиновые кольца были привулканизированы к пальцу и запрессованы вместе с ним в проушины трака с обжатием, которое исключало проворачивание резины внутри проушины вследствие большой силы трения. Все кольца одного пальца параллельно передавали растягивающее гусеницу усилие. В этом случае траки соединялись между собой скобами и гребнями. Для облегчения гусеницы в плицах траков было сделано по одному отверстию.
Гусеница с РМШ последовательного типа в 1961 г. была разработана и для танка «Объект 167». Она отличалась от гусеницы танка «Объект 432» наличием сплошных плиц траков и осталась только в проекте. При изготовлении опытных образцов танков «Объект 167» на них устанавливались гусеницы с ОМШ с плавающими пальцами (на одной из машин были применены борированные пальцы).
Как показали проведенные испытания первых образцов гусениц с РМШ танка «Объект 432», они работали недостаточно надежно вследствие разрушения пальцев, звеньев и потери соединительных элементов (клиньев, скоб, башмаков). Ресурс гусениц в данном случае ограничивался в основном разрушением пальцев.
Поэтому в соответствии с постановлением Совета Министров СССР в отрасли была открыта НИР по созданию конструкции гусениц для новых танков и артиллерийских тягачей, марок резины и технологии изготовления резинометаллических блоков со сроком службы 8000-10000 км на основе натурального и синтетических каучуков. В этих работах вместе с ВНИИ-100 участвовали ЧТЗ, КМЗ, Омский завод транспортного машиностроения, Свердловский завод резинотехнических изделий (СЗРТИ), НИИРП, Ленинградский технологический институт (ЛТИ) и др. По данной теме изучалось упрочнение пальцев методом накатки, был создан и испытан целый ряд марок резины (руководитель работ во ВНИИ-100 - Н.А. Емцев). Самыми эффективными оказались резины на основе натурального и синтетического каучука ИРП-1392 и ИРП-1393, рецептуру которых разработали во ВНИИ-100 совместно с НИИРП. Эти марки резины позволили повысить надежность и долговечность РМШ, которые впоследствии нашли применения как в гусеницах с параллельным, так и последовательным соединением траков (ресурс гусениц составлял 8000-10000 км).
Высокий ресурс по сравнению с гусеницами с ОМШ имели и ленточные гусеницы, исследованию которых за рубежом уделялось большое внимание. Кроме того, применение ленточных гусениц позволяло существенно уменьшить массу гусеничного движителя при сохранении высокой маневренности и проходимости.
С целью проверки эксплуатационных качеств ленточных гусениц применительно к легким бронеобъектам во ВНИИ-100 в 1959 г. изготовили и испытали экспериментальную ленточную гусеницу танка ПТ-76 (руководитель — А.С. Развалов). Эта гусеница была разработана на базе транспортерной ленты КРУ-350, серийно выпускавшейся Курским заводом РТИ (КЗРТИ). Проведенные исследования показали, что применение ленточных гусениц обеспечивало сокращение потерь на их перемотку, уменьшение массы и неравномерности движения со снижением динамической нагрузки на трансмиссию.
В 1962 г. была открыта НИР по созданию ленточных гусениц для легких танков, марок резины и технологии изготовления армированных лент со сроком службы 4000—5000 км. Эта работа велась во ВНИИ-100 совместно с ФВНИИ-100, НИИРП, НИИШП, ВгТЗ и КЗРТИ применительно к армейскому тягачу ГТ-Т. При этом во ВНИИ-100 за основу приняли резинотросовую ленту (руководитель — В.Л. Яковлев), во ФВНИИ-100 — резинотканевую.
Ходовые испытания гусениц во ВНИИ-100 на песчаных грунтах и заснеженных дорогах подтвердили работоспособность ленточных гусениц в объеме 4000 км, хорошую проходимость по снегу. Гусеницы были рекомендованы для машин легкой категории по массе.