Оглавление

В связи с созданием перспективного танка МВТ-70 в середине 1960-х гг. для него в качестве базового варианта западногерманской фирмой «Ренк» была разработана гидромеханическая трансмиссия HSWL-354 с двойным подводом мощности. В состав трансмиссии входила четырехскоростная, полностью реверсивная ПКП, смонтированная в одном картере с механизмом поворота и образующая вместе с двигателем единый силовой блок. В качестве механизма поворота использовался двойной дифференциал с гидрообъемным приводом, обеспечивавший бесступенчатое изменение радиуса поворота и минимальный радиус — 0,5В. Основное управление трансмиссией - автоматическое, с помощью электропривода. Кроме того, имелось дублирующее ручное механическое управление. Основные элементы трансмиссии были унифицированы с трансмиссией танка «Леопард-1». Особенностью трансмиссии являлась установка специального гидродинамического тормоза-замедлителя (ретардера), служившего для предварительного торможения, разгружавшего основную тормозную систему танка (особенно на затяжных спусках). При комбинированном торможении остановочными и гидродинамическими тормозами обеспечивалось замедление 5,5 м/с2. Впоследствии усовершенствованный вариант трансмиссии HSWL-354/3 был использован в западногерманском танке «Леопард-2».

SuRuPzWg0973.jpg SuRuPzWg0974.jpg
МПП гидромеханической трансмиссии HSWL-354 танка МВТ-70 (ФРГ). ГМТ Х-1100 танка МВТ-70 (США).

В качестве дублирующего варианта для танка МВТ-70 американской фирмой «Аллисон» также была разработана гидромеханическая трансмиссия Х-1100. В трансмиссии использовались трехстепенная ПКП с автоматическим переключением передач, обеспечивавшая четыре передачи переднего и две передачи заднего хода, и двухпоточный дифференциальный механизм поворота с гидрообъемным приводом. Во втором послевоенном периоде варианты этой трансмиссии были установлены в опытных танках ХМ -1 с газотурбинным и дизельным двигателями (модификации Х-1100-ЗВ и Х-1100-1), а также в модернизированном танке М60А1 (Х-1100-2). Модификации трансмиссий отличались конструкцией входного модуля в зависимости от используемого типа и марки двигателя.

Аналогичный тип трансмиссии был разработан шведской фирмой «Вольво» для танка Strv-103А. В этом танке устанавливалась гидромеханическая трансмиссия DRN-, состоявшая изтрехскоростной автоматической гидромеханической коробки передач с двухступенчатым гидротрансформатором с механизмом выключения, суммирующего редуктора (поперечной передачи), двухскоростной ПКП и комбинированного механизма поворота. Конструкция трансмиссии обеспечивала движение танка как при двух работавших двигателях (дизеле и ГТД)47, так и при одном из них, а также возможность движения задним ходом с такой же скоростью, как и при движении вперед (на второй передаче максимальная скорость составляла 60 км/ч, на первой — 18 км/ч). Оба двигателя были связаны с суммирующим редуктором через индивидуальные самоблокирующиеся муфты свободного хода. При нормальном режиме муфта свободного хода ГТД была разомкнута, но в случае необходимости обеспечивала его плавное подключение или отключение. Муфта свободного хода дизеля — нормально замкнута, что давало возможность торможения танка двигателем.

Механизм поворота имел двойной подвод мощности. Основной поток мощности передавался от дизеля на эпициклы суммирующих планетарных рядов через гидромеханическую коробку передач, суммирующий редуктор и двухскоростную ПКП. При этом для крутых поворотов машины использовались фрикционы и тормоза механизма поворота. На каждой передаче танк имел один фиксированный радиус поворота, величина которого составляла 13 и 35 м соответственно. Для плавного поворота танка в движении и его поворота на месте, на небольшие углы (например, при точной наводке пушки на цель) к механизму поворота подводился второй поток мощности через дополнительный привод с осевой ГОП. Этот привод связывал коленчатый вал дизеля непосредственно с солнечными шестернями суммирующих планетарных рядов, а эпициклы при этом получали вращение от основного выходного вала двухскоростной ПКП. Конический реверс в приводе к одной из солнечных шестерен вызывал вращение двух солнечных шестерен при повороте машины в разные стороны. Скорость прямолинейного движения сохранял центр тяжести машины. Для торможения машины и удержания на спусках применялись дисковые остановочные тормоза сухого трения.

SuRuPzWg0975.jpg SuRuPzWg0976.jpg
Кинематическая схема ГМТ DRN-1M танка Strv-103А (Strv-103В), Швеция. Силовой блок танка Strv-103А.

Конструктивная особенность МПП танка заключалась в совмещении суммирующих планетарных рядов механизма поворота с планетарными рядами бортовых редукторов, что не изменяло принципа работы механизма, и в наличии второго дублирующего механизма поворота - бортовых фрикционов. Применение сложной и дорогостоящей ГОП было связано с необходимостью более точной наводки основного оружия путем поворота корпуса машины на грунте.


47 Дизель работал при движении танка на скоростях до 20 км/ч и на стоянке. ГТД подключался на более высоких скоростях движения, в тяжелых дорожных условиях, при выходе дизеля из строя и при его пуске.

Оглавление