Таблица 48. Основные характеристики гидромеханических трансмиссий опытных отечественных танков
Характеристики |
Марка танка |
||||
«Объект 266» |
«Объект 770» |
«Объект 279» |
«Объект 150» |
ИС-3 с «AT» |
|
Входной редуктор |
|||||
тип |
Простой |
— |
— |
Простой |
— |
Передаточное число |
0,974 |
— |
— |
0,759 |
— |
масса, кг |
*** |
— |
— |
145 |
- |
Главный фрикцион |
|||||
тип |
- |
- |
- |
- |
Многодисковый, сухого трения |
Материал дисков трения |
- |
- |
- |
- |
Сталь по феродо |
количество поверхностей трения |
- |
- |
- |
- |
7 |
масса, кг |
— |
— |
— |
— |
210 |
Гидропередача |
|||||
тип |
Двухреакторная комплексная |
||||
КПД гидропередачи |
0,86 |
0,86 |
0,88 |
0,88 |
0,67-0,7 |
Коэффициент момента |
3,7 |
2,9 |
2,67 |
2,5 |
*** |
Коробка передач |
|||||
тип |
Планетарная |
Простая двухвальная |
Планетарная |
||
Число передач |
3 + 1 |
3+ 1 |
3+1 |
3 + 1 |
3 + 1 |
Диапазон передач |
4,55 |
11,66 |
4,17 |
4,02 |
*** |
Механизм поворота |
|||||
тип |
Двухступенчатый ПМП |
С двойным подводом мощности |
Двухступенчатый ПМП |
||
передаточное число |
*** |
*** |
1,0 и 1,4 |
1,0 и 1,42 |
1,0 и 1,35 |
материал дисков трения |
МКД |
Сталь по стали |
|||
вид трения |
В масле |
Сухое |
|||
касса, кг |
*** |
*** |
*** |
2x204,5 2x150 |
|
Остановочные тормоза |
|||||
тип |
Дисковые |
Дисковый |
Дисковые |
Ленточные |
|
материал |
МКД |
Чугун по стали |
|||
вид трения |
В масле |
Сухое |
|||
Бортовой редуктор |
|||||
тип |
Комбинированный, двухрядный |
Планетарный, однорядный |
Комбинированный, двухрядный |
||
передаточное отношение |
*** |
*** |
4,267 |
6,705 |
13 |
масса, кг |
*** |
*** |
*** |
2x314 |
2x520 |
Силовой диапазон трансмиссии* |
7,1 /9,94 |
11,9 |
6,66/9,32 |
6,95/9,7 |
*** |
Объем трансмиссии, м3 |
1,17 (0,63**) |
0,91 (0,52**) |
0,9 (0,53**) |
0,62 (0,37**) |
0,77 (0,48**) |
Масса трансмиссии, кг** |
1987 |
1800 |
1750 |
1325 |
1300 |
Удельная масса, (кг/л.с.) |
2,87 |
1,7 |
1,75 |
2,57 |
2,07 |
* Силовой диапазон указан при КПД гидропередачи не ниже 0,85 без ПМП
/ с использованием ПМП.
** Без учета бортовых редукторов.
*** У авторов нет данных.
В эти же годы во ВНИИ-100 на базе тягача ГТ-С был изготовлен ходовой макет с полнопоточной гидрообъемной трансмиссией (ГОТ), выполненной с использованием гидроагрегатов английской фирмы «Лукас». На макете прошли отработку принципиальные решения по выбору параметров систем, обслуживавших ГОП и системы управления движением. В разработке ГОТ и ходовых испытаниях тягача ГТ-С принимали участие сотрудники института: А.П. Крюков. НА Цыганов, А.Д. Травкин, В.В. Пальцев, В.М. Антонов, А.Ф. Перепечко, В.И. Разжигаев. Дальнейшие работы по ГОТ были продолжены уже во втором послевоенном периоде.
Послевоенная разработка ЭМТ для тяжелых танков велась на основе опыта проектирования трансмиссий отечественных танков ЭКВ, ИС-6 («Объект 253») и зарубежных машин - САУ «Фердинанд» (Германия), танк Т-23 (США) с задачей создания наилучшей схемы и ее компоновки в габаритах создававшегося нового тяжелого танка ИС-7 («Объект 260»). Поэтому в 1946 г. были продолжены исследования и ходовые испытания ЭМТ танка ИС-6 («Объект 253»). Однако программа весенних (март-апрель) ходовых испытаний танка, проводившихся заводом №100 в Челябинске совместно с представителями московского завода «Динамо», не была выполнена из-за ряда дефектов, к числу которых относились: разрушение бандажа правого электродвигателя и, как следствие этого, разрушение катушек возбуждения; выход из строя мотора системы охлаждения тягового электродвигателя (сгорел); многократные выходы из строя контроллера.
Основными причинами дефектов являлась ненадежная конструкция контроллеров поворота. Кроме того, конструкция проволочного бандажа лобовых соединений обмотки якоря тяговых электродвигателей (со стороны, противоположной коллектору) была также ненадежной. Все это потребовало дальнейшей переработки ЭМТ.
В IV квартале 1946 г. заводом №100 в Челябинске, а затем его филиалом на ЛКЗ в Ленинграде (с июня 1949 г. - ВНИИ-100) совместно с заводом «Динамо» был проведен ряд работ по улучшению конструкции ЭМТ и доводке ее электрической схемы. В монтажных работах и подготовке различных приборов для продолжения испытаний танка ИС-6 («Объект 253») с внесенными изменениями активное участие принимали сотрудники лаборатории ЛПИ им. М.И. Калинина.
В результате проведенных НИОКР в период 1945-1947 гг. в конструкторских бюро ЧКЗ, завода №100 и его филиала было выполнено большое количество технических проектов танков с ЭМТ. Так, были разработаны: двухпоточная электромеханическая трансмиссия ЭМТ-701 для тяжелого танка ИС-4, электрические трансмиссии (ЭТ) для тяжелых танков «Объект 257» (ЭТ-257), «Объект 259» (ЭТ-259) и «Объект 261» (ЭТ-261) с двумя тяговыми электродвигателями двойного вращения (ротор и статор относительно друг друга имели противоположное направление вращения), а также электромеханическая трансмиссия ЭМТ-260 для тяжелого танка ИС-7 «Объект 260» с одним тяговым электродвигателем. Использование в трансмиссии ЭМТ-260 одного тягового электродвигателя позволило сократить осевые размеры трансмиссии и значительно упростить ее электрическую схему, поскольку поворот танка осуществлялся с помощью ПМП, позволявших электродвигателю работать в режиме оптимальной характеристики.
Схема электрической трансмиссии танка ИС-6 («Объект 253»). | Принципиальная схема электромеханической трансмиссии танка ИС-7 («Объект 260»). |