Входной редуктор состоял из трех шестерен и располагался за коробкой передач, что позволило получить наиболее удобную компоновку МТО. Однако такая установка и расчет на широкий диапазон передаваемых нагрузок привели к увеличению массы и размеров входного редуктора.
Оригинальными в трансмиссии являлись гидравлические приводы управления гидростатического типа, обеспечивавшие управление машиной из вращающейся башни (при управлении машиной в случае поворота башни механик-водитель всегда располагался лицом в направлении движения машины). Переключение передач — преселекторное. Сначала выбиралась с помощью рычага (кулисы) передача, а затем после нажатия педали происходило ее включение. Для передачи усилий и перемещений от педалей и рычагов управления, располагавшихся в башне, к золотникам исполнительных механизмов использовались два гидростатических вращающихся устройства. К основным недостаткам таких приводов управления относились: отсутствие следящего привода главного фрикциона, что вело к резким броскам машины при трогании с места; невозможность включения передачи при неработающем двигателе; длительное (более 2 с) переключение передач, приводившее к потере скорости при разгоне, и отсутствие устройства для автоматического сбрасывания подачи топлива. Однако, несмотря на недостатки, конструкция привода впервые показала возможность применения гидравлического сервопривода переключения передач в комбинации с синхронизаторами муфт, что впоследствии было успешно использовано в трансмиссии тяжелого танка Т-10М «Объект 709» и боевой машины пехоты «Объект 765».
В 1955-1956 гг. конструкторским бюро Уралвагонзавода для опытного танка «Объект 140» была разработана однопоточная механическая трансмиссия с шестиступенчатой коробкой передач. Передачи переднего хода включались с помощью муфт М1 и М2, фрикциона и тормоза. Все фрикционные устройства были дисковыми, имели систему гидросервоуправления и кроме остановочных тормозов, работали в масле. Применение фрикционных устройств, работавших в масле, было в то время новым техническим решением, реализованным на опытном среднем танке. В качестве механизма поворота использовались двухступенчатые ПМП, расположенные отдельно от коробки передач на ведущих валах однорядных соосных планетарных бортовых редукторов. Систему гидросервоуправления ПМП выполнили по типу следящего действия. Это усложняло конструкцию системы смазки и гидросервоуправления. Недостатком компоновки МТО являлся затрудненный доступ к элементам трансмиссии, так как двигатель, расположенный поперек корпуса танка, имел необычное наклонное положение по отношению к днищу.
Коробка передач танка «Объект 167Т» и ее вид в плане. | |
Кинематическая схема трансмиссии танка «Объект 140». | Кинематическая схема трансмиссии танка «Объект 167Т» |
Первый отечественный опытный танк с ГТД «Объект 167Т» также имел однопоточную механическую трансмиссию с системой гидросервоуправления. В состав трансмиссии входили понижающий входной редуктор, двухвальная коробка передач, два ПМП и два комбинированных бортовых редуктора. Главный фрикцион отсутствовал. Коробка передач позволяла получить три передачи переднего хода и одну передачу заднего хода. Включение передач осуществлялось с помощью дисковых фрикционных синхронизаторов, работавших в масле. В связи с отсутствием главного фрикциона его функции выполняли включавшиеся одновременно два блокировочных фрикциона ПМП, работавшие в масле. Для надежной передачи крутящего момента в двухступенчатых ПМП был применен редко встречавшийся в танкостроении способ блокировки эпицикла планетарного ряда с водилом. При прямолинейном движении в каждом ПМП через блокировочный фрикцион, минуя планетарный ряд, передавался крутящий момент от ведущего вала к ведомому. Планетарный ряд в этом случае крутящий момент не передавал, так как солнечная шестерня при указанном способе блокировки являлась свободным звеном. Блокировочные фрикционы имели пружинное включение и гидравлическое выключение. Дисковый тормоз поворота в ПМП, работавший в масле, имел гидравлическое включение и пружинное выключение. Включение плавающих ленточных остановочных тормозов сухого трения производилось как от педали тормоза, так и от рычагов управления поворотом. Бортовые редукторы были такими же, как у танка Т-62. Объемы, занимаемые трансмиссией опытного танка и трансмиссией серийного танка Т-62, оказались практически одинаковыми.