Двухступенчатый воздухоочиститель ВТИ-4. | Двухступенчатый воздухоочиститель ВТИ-8. | Двухступенчатый воздухоочиститель ВТИ-10. |
Двухступенчатый воздухоочиститель ВТИ-2 (слева) и его модернизированный вариант. | Двухступенчатый воздухоочиститель ВТИ-3. | Эжекторы автоматического удаления пыли. |
В ходе дальнейших исследований, в результате оптимального сочетания элементов первой и второй ступени очистки во ВНИИ-100 под руководством А.П. Калье специалисты В.А. Иванов, B.C. Дубов, В.Я. Ушаков и Е.В. Калинина-Иванова создали простую и надежную в эксплуатации конструкцию двухступенчатых воздухоочистителей серии ВТИ (воздухоочиститель танковый, инерционный). В результате доработки конструкции воздухоочистителей, в частности, увеличения головки воздухоочистителя и уменьшения длины патрубков от воздухоочистителя к двигателю, была исключена неравномерность наполнения цилиндров из-за волновых явлений, что позволило повысить надежность работы двигателя. В эти же годы Е.В. Калинина-Иванова разработала и первый эжектор пылеудаления на сжатом воздухе.
Благодаря высоким эксплуатационным параметрам воздухоочистители серии ВТИ различных модификаций (по сравнению с предыдущими конструкциями при тех же гидравлических сопротивлениях они пропускали в двигатель в 3,5 раза меньше пыли и имели в 2—6 раз большую продолжительность работы без обслуживания) получили широкое распространение во многих объектах бронетанковой техники и вооружения. Так, в 1953—1959 гг. для среднего танка Т-54 был создан воздухоочиститель ВТИ-4, для тяжелого танка Т-10 - ВТИ-8, для легкого танка ПТ-76Б - ВТИ-10. Для модернизированных танков периода Великой Отечественной войны (тяжелых ИС-2М, ИС-3М и среднего Т-34-85) были разработаны воздухоочистители ВТИ-2 и ВТИ-3 соответственно. С 1954—1955 гг. при проведении капитального ремонта вышеперечисленных машин они устанавливались в МТО на место прежних воздухоочистителей (ВТ-5 и «Мультициклон»). Эжекторы для автоматического удаления отсепарированной пыли монтировались в выпускных трубах и соединялись с пылесборником воздухоочистителей патрубками.
По своей конструктивной схеме все эти воздухоочистители были аналогичны и состояли из двух ступеней очистки. Первая ступень представляла собой циклонный аппарат, объединявший в зависимости от расхода воздуха то или иное количество малогабаритных циклонов. Вторая ступень состояла из нескольких кассет, набитых стальной гофрированной проволокой (канителью) с различной плотностью (плотность увеличивалась по направлению потока воздуха), смачиваемых моторным маслом или дизельным топливом (или их смесью).
Из этой серии некоторые конструктивные особенности имел воздухоочиститель ВТИ-2. Его первая ступень состояла из циклонов с двумя входными патрубками и имела второй дополнительный отсос пыли. Последнее было вызвано несколько большим коэффициентом пропуска пыли циклонов такого типа. Во второй ступени использовались две конические кассеты (наружная с набивкой из стальной проволоки и внутренняя с медной чулковой сеткой). Дополнительный отсос пыли обеспечивал удаление до 0,8% всей пыли, попадавшей в воздухоочиститель, и позволил почти в 2 раза сократить пылевую нагрузку на вторую ступень, а также увеличить продолжительность его работы без обслуживания.
Остальные воздухоочистители имели циклоны с одним тангенциально расположенным входным патрубком.
В 1962 г. воздухоочиститель ВТИ-2 претерпел ряд конструктивных изменений, связанных с необходимостью замены дефицитных материалов менее дефицитными, упрощения конструкции и технологии производства за счет унификации его отдельных узлов и деталей с аналогичными узлами и деталями воздухоочистителя ВТИ-3. Введенные изменения позволили для окончательной очистки воздуха от пыли применить вместо двух конических кассет четыре цилиндрические плоские кассеты с канителью (подобно ВТИ-3). Нижние кассеты имели одинаковую плотность набивки и смачивались дизельным топливом. Плотность набивки средней кассеты в 2 раза превышала плотность набивки нижних кассет, верхней кассеты — в 4 раза. Средняя и верхняя кассеты в летнее время смачивались маслом МТ-16п; в зимнее — смесью, состоявшей из 75% масла МТ-16п и 25% дизельного топлива. Инерционный аппарат (первая ступень) этого воздухоочистителя не имел устройства для дополнительного отсоса пыли. При этом основные характеристики модернизированного воздухоочистителя (коэффициент очистки воздуха, сопротивление воздухоочистителя и периодичность обслуживания), а также внешний вид и габариты — остались без изменений.
Таблица 43. Сравнительные характеристики отечественных танковых воздухоочистителей
Марка воздухоочистителя (объект установки) |
Год выпуска |
Кол-во на танке |
Показатели |
||||
Расход воздуха через воздухоочиститель, м3/с |
Сопротивление (начальное / конечное), кПа |
Продолжительность работы без обслуживания, ч |
Коэффициент пропуска пыли, % |
Масса, кг |
|||
ВТ-5 (ИС-2, ИC-3) |
1942 |
2 |
0,224 |
7,0/10,8 |
6 |
0,68 |
26,9 |
ВТИ-2 (ИС-3М) |
1953 |
2 |
0,224 |
5,4/11,8 |
31 |
0,12 |
26,9 |
ВТИ-3 (Т-34-85) |
1954 |
2 |
0,236 |
7,5/11,8 |
27 |
0,08 |
22,8 |
ВТИ-4 (Т-54 - Т-62) |
1954 |
1 |
0,472 |
5,5/11,8 |
56 |
0,078 |
47,8 |
ВТИ-8 (Т-10) |
1956 |
2 |
0,38 |
5,8/11,8 |
46 |
0,12 |
38,5 |
ВТИ-10 (ПТ-76Б) |
1959 |
1 |
0,26 |
4,2/11,8 |
56 |
0,13 |
17,0 |