Другим вариантом малогабаритной системы охлаждения для танка ПТ-76, предложенной специалистами НИИБТ полигона, являлась пароводяная система, которая по сравнению с существовавшей системой охлаждения имела такие преимущества, как постоянство теплового состояния двигателя и сокращение времени его прогрева. Подача охлаждающего воздуха осуществлялась через масляный радиатор и конденсатор туннельного типа с помощью осевого вентилятора, имевшего привод от газовой турбины, использовавшей энергию отработавших газов двигателя.
Пароводяная система охлаждения двигателя танка ПТ-76 (НИИБТ полигон). |
Трехступенчатый воздухоочиститель танка Т-54. |
Воздухоочиститель типа «Мультициклон» танка ИС-4. | Воздухоочиститель типа «Мультициклон» танка Т- 54 обр. 1948 г. |
Трехступенчатый воздухоочиститель танка ПТ-76. | Трехступенчатый воздухоочиститель танка Т-10(Т-10М). |
При движении на плаву (или под водой — для других типов танков) воздушный тракт мог заполняться забортной водой, при этом турбовентилятор отключался, а выпуск отработавших газов осуществлялся обычным путем. Конструктивной особенностью двигателя (кроме перечисленных выше) являлось также наличие в головке блока цилиндров специальных каналов для отвода пара.
Относительные затраты мощности на привод вентилятора составляли 5-6%, т.е. не превышали потерь мощности (по сравнению со свободным выпуском) при установке эжектора или обычных выпускных устройств.
Относительный объем пароводяной системы охлаждения с температурой кипения воды 120°С был таким же, как и в варианте с высокотемпературной системой. Однако вследствие относительно более высокого расположения конденсатора пароводяная система охлаждения по сравнению с высокотемпературной системой не имела преимуществ по объемным показателям. Кроме того, использование эжекторов для просасывания воздуха через конденсатор туннельного типа из-за больших гидравлических сопротивлений было признано нецелесообразным.
В связи с тем, что с повышением температуры охлаждающей жидкости пропорционально увеличивалась и температура деталей, образовывавших камеру сгорания, встал вопрос обеспечения их работоспособности. Наиболее перспективным путем в этом направлении явилось применение теплоизоляционных покрытий на основе тугоплавких окислов металлов, наносимых на огневую поверхность деталей плазменным способом. Эти работы развернулись во ВНИИ-100 в середине 1960-х гг. под руководством Б.М. Гинзбурга и были продолжены во втором послевоенном периоде. Помимо ВНИИ-100, в работах принимали участие специалисты Харьковского политехнического института, Одесского технологического института пищевой промышленности, филиала ВНИИ-100, ЧТЗ и БЗТМ.
Кроме того, в результате выполненных во ВНИИ-100 исследований была значительно повышена эффективность воздушно-масляных радиаторов за счет увеличения коэффициента теплопередачи в 1,5-2 раза путем установки в трубках внутренних тепловых ребер и использования новой охлаждающей решетки из трубок измененного сечения, унифицированной впоследствии для различных типов боевых и обеспечивающих машин.
В 1960-х гг. для снижения массы радиаторов и обеспечения их работы при высоких температурах охлаждающей жидкости развернулись исследования по созданию радиаторов из алюминиевых сплавов, не уступавших по своим теплофизическим характеристикам медно-латунным материалам. В результате в филиале ВНИИ-100 под руководством В.И. Лихтермана была разработана технология изготовления таких радиаторов, опытные образцы которых впоследствии прошли ходовые испытания в танке «Объект 432» и БМП «Объект 765». Однако вопрос о переходе к их массовому производству по различным причинам в то время решен не был.
Параллельно с повышением эффективности систем охлаждения во ВНИИ-100 велись работы по совершенствованию систем воздухоочистки для танковых двигателей.
Как известно, в годы Великой Отечественной войны на советских средних и тяжелых танках устанавливались двухступенчатые воздухоочистители, первая ступень которых представляла собой моно- или мультициклоны со съемными пылесборниками, а вторая ступень — комплекты из трех кассет с проволочной набивкой (канителью), пропитанной моторным маслом. Эти воздухоочистители нуждались в частом периодическом обслуживании с обязательной остановкой двигателя. Продолжительность работы без обслуживания составляла 5—6 ч, сам процесс обслуживания занимал 2—3 ч. В силовых установках отечественных танков такой тип воздухоочистителей использовался до 1950 г.
Новый этап развития и совершенствования танковых воздухоочистителей (1951 -1952 гг.) был связан с разработкой двухступенчатых воздухоочистителей с автоматическим удалением отсепарированной пыли с помощью эжекторов, использовавших энергию отработавших газов. Первоначально были созданы трехступенчатые воздухоочистители, в первой ступени которых использовалась клиновидная инерционная решетка и автоматический (эжекционный) выброс пыли, во второй — промасленные фитили поддона с фетровой обшивкой корпуса воздухоочистителя, в третьей — кассета с тремя пакетами с канителью. Такой тип воздухоочистителей применялся в легких плавающих танках ПТ-76, тяжелых Т-10 и в их различных модификациях до 1960 г. Для среднего танка Т-54 был разработан трехступенчатый воздухоочиститель, в первой ступени которого устанавливались циклоны, во второй — внутренний циклон с масляной ванной, в третьей — две концентрически расположенные кассеты с канителью.