Повышение мощности двигателей отечественных серийных и опытных танков, а также опыт боевого использования танков в годы Великой Отечественной войны потребовали дальнейшего совершенствования всех систем силовых установок: охлаждения, воздухоочистки, топливной, смазки, пуска, подогрева и выпуска отработавших газов.
Направления развития этих систем предопределялись типом применяемых двигателей, требованиями к запасу хода, боеготовности в условиях низких температур, обслуживанию и ремонту боевых машин. В соответствии с типом двигателей исследования в области обслуживающих систем велись применительно к дизелям (двух- и четырехтактным) и к ГТД. Главную роль в изучении вопросов дальнейшего совершенствования систем силовых установок как танков, так и других боевых и обеспечивающих машин выполнял ВНИИ-100 совместно с ведущими КБ отрасли.
Увеличение мощности танковых дизелей сопровождалось ростом теплоотдачи в охлаждающую жидкость, что, в свою очередь, потребовало повышения эффективности систем охлаждения. Это напрямую было связано с увеличением массогабаритных показателей систем охлаждения и затрат мощности на привод их агрегатов. Одним из наиболее оптимальных решений этой задачи, по мнению отечественных специалистов, являлось применение эжектора, что стало возможным благодаря исследованиям, проведенным под руководством Г.А. Михайлова в годы войны и в послевоенное время на ЧКЗ, ЛКЗ и во ВНИИ-100.
По сравнению с вентиляторной эжекционная система охлаждения уменьшала массу силовой установки, трудоемкость и стоимость изготовления, имела более простую и надежную конструкцию. Эжекционная система охлаждения впервые прошла испытания в 1947-1948 гг. на части опытных образцов танка ИС-7 («Объект 260»). В серийных образцах такой тип системы охлаждения применили в тяжелом танке Т-10 с дизелем В-12-5, а через короткий промежуток времени — в плавающем танке ПТ-76 с дизелем В-6.
В 1952-1958 гг. во ВНИИ-100 провели НИР с большим объемом исследований конструкций эжекторов и радиаторов по изучению совместной работы эжектора с наддувными и безнаддувными двигателями, а также испытания многочисленных опытных образцов эжекционных систем охлаждения. В результате этих работ, выполненных под руководством В.А. Иванова, А.П. Покровского, Г.А. Михайлова и П.А. Осипова, были разработаны эжекционные системы охлаждения для двухтактных дизелей 5ТД (5ТДФ) и четырехтактных быстроходных двигателей серии УТД-20, которые впоследствии устанавливались в опытных танках: средних — «Объект 430», «Объект 432», «Объект 434» (завод №75, Харьков) и легком — «Объект 906» (ВгТЗ), а также в опытной БМП «Объект 765» (ЧТЗ) соответственно. Эжекционная система охлаждения была применена и в опытном среднем танке «Объект 140» Уралвагонзавода. Регулирование температурного режима двигателя осуществлялось с помощью заслонок, которые изменяли количество газа, проходившего через эжектор.
Таблица 42. Характеристики основных систем силовых установок отечественных танков
Характеристики |
Марка танка |
||||||
ПТ-76Б |
Т-55 |
Т-62 |
Т-10М |
«Объект 906» |
«Объект 167» |
«Объект 432» |
|
Состояние производства |
Серийные |
Опытные |
|||||
Марка двигателя |
В-6Б |
В-55 |
В-55 |
В12-6Б |
УТД-20 |
В-26 |
5ТДФ |
мощность в стендовых условиях, кВт (л.с.) |
176 (240) |
427 (580) |
427 (580) |
552 (750) |
221 (300) |
515 (700) |
515 (700) |
мощность в условиях объекта, кВт (л.с.) |
140 (190)* |
353 (480) |
353 (480) |
471 (640)* |
176 (240)* |
430 (585) |
449 (610) |
Возимый запас топлива, л** |
250 |
960 |
960 |
940 |
600 |
1040 |
1150 |
в том числе забронированного, л |
250 |
680 |
680 |
640 |
400 |
760 |
830 |
Заправочная емкость системы смазки, л |
45 |
82 |
77 |
110 |
90 |
75 |
|
Система охлаждения: |
|||||||
тип |
Эжекционная с индивидуальным выхлопом и объединением от двух цилиндров для отсоса |
Вентиляторная с центробежным вентилятором |
Вентиляторная с центробежным вентилятором |
Эжекционная с двухцилиндровым объединением |
Эжекционная с подводом газов от трех цилиндров, высокотемпературная |
Вентиляторная с центробежным вентилятором |
Эжекционная с подводом газа от всех цилиндров (после газовой турбины) в общий ресивер |
максимально допустимая температура, °С: |
|||||||
воды |
105 |
105 |
105 |
105 |
120 |
110 |
115 |
масла |
110 |
110 |
110 |
110 |
115 |
110 |
115 |
радиаторы: |
|||||||
водяные |
Пластинчато-трубчатые |
Пластичато-трубчатые |
Пластинчато-трубчатые |
Пластинчато-трубчатые |
Трубчато-пластинчатые |
Пластинчато-трубчатые |
Пластинчато-трубчатые |
масляные |
Пластинчато-трубчатые |
Пластинчато-трубчатые |
Пластинчато-трубчатые |
Пластинчато-трубчатые |
Пластинчато-трубчатые |
Пластинчато-трубчатые |
Пластинчато-трубчатые |
коробки передач (масляные) |
— |
— |
— |
Пластинчато-трубчатые |
Пластинчато-трубчатые |
— |
Пластинчато-трубчатые |
Заправочная емкость системы охлаждения и подогрева, л |
40 |
80 |
77 |
125 |
**** |
**** |
65 |
Тип воздухоочистителя |
Двухступенчатый, циклонный, с кассетами из канители и автоматическим удалением пыли |
Одноступенчатый, циклонный, с автоматическим удалением пыли, не требующий обслуживания |
|||||
марка |
ВТИ-10 |
ВТИ-4 |
ВТИ-4 |
ВТИ-8 |
типа ВТИ |
типа ВТИ-А |
|
количество на машину, шт. |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
|
Система подогрева |
Подогреватель конструкции ВГТЗ — с горелкой НИКС и нагнетателем |
Форсуночный подогреватель с принудительной подачей топлива и цилиндрическим котлом рубашечного типа |
Форсуночный подогреватель с новым редуктором и нагнетателем типа ЦЭЗ. |
Система с котлом, имеющим вихревую низконапорную камеру сгорания, и нагнетателем ЦЭЗ-1 |
Форсуночный подогреватель с принудительной подачей топлива и цилиндрическим котлом рубашечного типа |
форсуночный подогреватель с котлом из ребристых секций, камера горения с принудительным распылом топлива. Выпускная труба греет маслобак |
|
Система воздухопуска |
1 баллон 10 л, давление 150 кгс/см2 |
Компрессор типа АК-150, 2 баллона по 5 л, давление 150 кгс/см2 |
2 баллона по 5 л, давление 150 кгс/см2 |
Компрессор типа АК-150, 2 баллона по 5 л, давление 150 кгс/см2 |
|||
Масса систем силовой установки, кг: |
1307 |
1823 |
1815 |
2153 |
1205 |
1875 |
1767 |
в том числе: |
|||||||
двигатель с установкой |
818 |
921 |
918 |
1004 |
700 |
1005 |
1040 |
система охлаждения |
255 |
240 |
232 |
510 |
273 |
261 |
172 |
система смазки |
47 |
105 |
105 |
77 |
50 |
116 |
169 |
топливная система |
76 |
414 |
409 |
376 |
70 |
330 |
268 |
система воэдухопуска |
19 |
30 |
32 |
23 |
38 |
33 |
25 |
система воздухоочистки |
47 |
63 |
63 |
76 |
36 |
38 |
52 |
система подогрева |
47 |
51 |
56 |
82 |
38 |
42 |
41 |
Масса базы танка***, кг |
5691 |
11635 |
11692 |
16524 |
5736 |
12421 |
8925 |
Соотношение массы систем силовой установки к массе базы танка |
0,230 |
0,157 |
0,155 |
0,130 |
0,210 |
0,151 |
0,198 |
* Приведены оценочные данные.
** Без учета наружных дополнительных бочек (баков), не включенных в систему питания двигателя.
*** Масса базы танка — без учета массы башни с вооружением и боекомплектом.
**** У авторов нет данных.