Оглавление

Содержание

Системы силовых установок

Повышение мощности двигателей отечественных серийных и опытных танков, а также опыт боевого использования танков в годы Великой Отечественной войны потребовали дальнейшего совершенствования всех систем силовых установок: охлаждения, воздухоочистки, топливной, смазки, пуска, подогрева и выпуска отработавших газов.

Направления развития этих систем предопределялись типом применяемых двигателей, требованиями к запасу хода, боеготовности в условиях низких температур, обслуживанию и ремонту боевых машин. В соответствии с типом двигателей исследования в области обслуживающих систем велись применительно к дизелям (двух- и четырехтактным) и к ГТД. Главную роль в изучении вопросов дальнейшего совершенствования систем силовых установок как танков, так и других боевых и обеспечивающих машин выполнял ВНИИ-100 совместно с ведущими КБ отрасли.

Увеличение мощности танковых дизелей сопровождалось ростом теплоотдачи в охлаждающую жидкость, что, в свою очередь, потребовало повышения эффективности систем охлаждения. Это напрямую было связано с увеличением массогабаритных показателей систем охлаждения и затрат мощности на привод их агрегатов. Одним из наиболее оптимальных решений этой задачи, по мнению отечественных специалистов, являлось применение эжектора, что стало возможным благодаря исследованиям, проведенным под руководством Г.А. Михайлова в годы войны и в послевоенное время на ЧКЗ, ЛКЗ и во ВНИИ-100.

По сравнению с вентиляторной эжекционная система охлаждения уменьшала массу силовой установки, трудоемкость и стоимость изготовления, имела более простую и надежную конструкцию. Эжекционная система охлаждения впервые прошла испытания в 1947-1948 гг. на части опытных образцов танка ИС-7 («Объект 260»). В серийных образцах такой тип системы охлаждения применили в тяжелом танке Т-10 с дизелем В-12-5, а через короткий промежуток времени — в плавающем танке ПТ-76 с дизелем В-6.

В 1952-1958 гг. во ВНИИ-100 провели НИР с большим объемом исследований конструкций эжекторов и радиаторов по изучению совместной работы эжектора с наддувными и безнаддувными двигателями, а также испытания многочисленных опытных образцов эжекционных систем охлаждения. В результате этих работ, выполненных под руководством В.А. Иванова, А.П. Покровского, Г.А. Михайлова и П.А. Осипова, были разработаны эжекционные системы охлаждения для двухтактных дизелей 5ТД (5ТДФ) и четырехтактных быстроходных двигателей серии УТД-20, которые впоследствии устанавливались в опытных танках: средних — «Объект 430», «Объект 432», «Объект 434» (завод №75, Харьков) и легком — «Объект 906» (ВгТЗ), а также в опытной БМП «Объект 765» (ЧТЗ) соответственно. Эжекционная система охлаждения была применена и в опытном среднем танке «Объект 140» Уралвагонзавода. Регулирование температурного режима двигателя осуществлялось с помощью заслонок, которые изменяли количество газа, проходившего через эжектор.

Таблица 42. Характеристики основных систем силовых установок отечественных танков

Характеристики

Марка танка

ПТ-76Б

Т-55

Т-62

Т-10М

«Объект 906»

«Объект 167»

«Объект 432»

Состояние производства

Серийные

Опытные

Марка двигателя

В-6Б

В-55

В-55

В12-6Б

УТД-20

В-26

5ТДФ

мощность в стендовых условиях, кВт (л.с.)

176 (240)

427 (580)

427 (580)

552 (750)

221 (300)

515 (700)

515 (700)

мощность в условиях объекта, кВт (л.с.)

140 (190)*

353 (480)

353 (480)

471 (640)*

176 (240)*

430 (585)

449 (610)

Возимый запас топлива, л**

250

960

960

940

600

1040

1150

в том числе забронированного, л

250

680

680

640

400

760

830

Заправочная емкость системы смазки, л

45

82

77

110

90

75

Система охлаждения:

тип

Эжекционная с индивидуальным выхлопом и объединением от двух цилиндров для отсоса

Вентиляторная с центробежным вентилятором

Вентиляторная с центробежным вентилятором

Эжекционная с двухцилиндровым объединением

Эжекционная с подводом газов от трех цилиндров, высокотемпературная

Вентиляторная с центробежным вентилятором

Эжекционная с подводом газа от всех цилиндров (после газовой турбины) в общий ресивер

максимально допустимая температура, °С:

воды

105

105

105

105

120

110

115

масла

110

110

110

110

115

110

115

радиаторы:

водяные

Пластинчато-трубчатые

Пластичато-трубчатые

Пластинчато-трубчатые

Пластинчато-трубчатые

Трубчато-пластинчатые

Пластинчато-трубчатые

Пластинчато-трубчатые

масляные

Пластинчато-трубчатые

Пластинчато-трубчатые

Пластинчато-трубчатые

Пластинчато-трубчатые

Пластинчато-трубчатые

Пластинчато-трубчатые

Пластинчато-трубчатые

коробки передач (масляные)

Пластинчато-трубчатые

Пластинчато-трубчатые

Пластинчато-трубчатые

Заправочная емкость системы охлаждения и подогрева, л

40

80

77

125

****

****

65

Тип воздухоочистителя

Двухступенчатый, циклонный, с кассетами из канители и автоматическим удалением пыли

Одноступенчатый, циклонный, с автоматическим удалением пыли, не требующий обслуживания

марка

ВТИ-10

ВТИ-4

ВТИ-4

ВТИ-8

типа ВТИ

типа ВТИ-А

количество на машину, шт.

1

1

1

2

1

1

Система подогрева

Подогреватель конструкции ВГТЗ — с горелкой НИКС и нагнетателем

Форсуночный подогреватель с принудительной подачей топлива и цилиндрическим котлом рубашечного типа

Форсуночный подогреватель с новым редуктором и нагнетателем типа ЦЭЗ.

Система с котлом, имеющим вихревую низконапорную камеру сгорания, и нагнетателем ЦЭЗ-1

Форсуночный подогреватель с принудительной подачей топлива и цилиндрическим котлом рубашечного типа

форсуночный подогреватель с котлом из ребристых секций, камера горения с принудительным распылом топлива. Выпускная труба греет маслобак

Система воздухопуска

1 баллон 10 л, давление 150 кгс/см2

Компрессор типа АК-150, 2 баллона по 5 л, давление 150 кгс/см2

2 баллона по 5 л, давление 150 кгс/см2

Компрессор типа АК-150, 2 баллона по 5 л, давление 150 кгс/см2

Масса систем силовой установки, кг:

1307

1823

1815

2153

1205

1875

1767

в том числе:

двигатель с установкой

818

921

918

1004

700

1005

1040

система охлаждения

255

240

232

510

273

261

172

система смазки

47

105

105

77

50

116

169

топливная система

76

414

409

376

70

330

268

система воэдухопуска

19

30

32

23

38

33

25

система воздухоочистки

47

63

63

76

36

38

52

система подогрева

47

51

56

82

38

42

41

Масса базы танка***, кг

5691

11635

11692

16524

5736

12421

8925

Соотношение массы систем силовой установки к массе базы танка

0,230

0,157

0,155

0,130

0,210

0,151

0,198

* Приведены оценочные данные.
** Без учета наружных дополнительных бочек (баков), не включенных в систему питания двигателя.
*** Масса базы танка —
без учета массы башни с вооружением и боекомплектом.
**** У авторов нет данных.

Содержание

Оглавление