|
|
Компоновка МТО танка «Объект 432» с поперечным расположением двигателя ГТД-700М (проект). | Компоновка МТО танка «Объект 432» с продольным расположением двигателя ГТД-700М (проект). |
Расчетно-теоретические исследования, выполненные в НИИД, показали, что в перспективе, совершенствуя элементы этого двигателя, можно было при той же температуре газа перед турбиной (976°С) повысить мощность ГТД-700 (вариант ГТД-700М) до 735 кВт (1000 л.с.), а удельный расход топлива уменьшить до 286-299 г/кВт×ч (210-220 г/л.с.×ч). Однако прекращение работ по танку «Объект 775Т» привело в 1969 г. к остановке дальнейшей доводки этого двигателя.
В 1965-1966 гг. во ВНИИ-100 и ОКБТ ЛКЗ были выполнены предварительные компоновки установки двигателя в варианте ГТД-700М в МТО опытных танков «Объект 432» и «Объект 287» соответственно. Однако анализ компоновочных схем показал, что использование этого двигателя в данных машинах приводило к необходимости существенных переделок кормовой части их броневых корпусов, а недостаточные объемы существовавших МТО не обеспечивали размещения систем и узлов силовых установок с необходимым запасом топлива. Эти варианты компоновок МТО с ГТД-700М не получили дальнейшего развития.
Опыт, накопленный при создании двигателя ГТД-700, впоследствии был использован при разработке газотурбинного двигателя для боевой машины пехоты БМП-1.
Таким образом, многочисленные попытки приспособления вертолетных двигателей для работы в составе силовой установки танка в середине 1960-х гг. не дали положительных результатов, однако позволили определить основные особенности применения ГТД в танках в различных условиях эксплуатации и концепцию создания систем силовой установки (воздухоочистки, обеспечения подводного вождения и др.). В итоге был сделан вывод о необходимости создания ГТД, специально спроектированного для силовой установки танка. По решению правительства создание танкового ГТД было передано в авиационную промышленность. Дальнейшую разработку специальной танковой газотурбинной силовой установки продолжили совместно конструкторские бюро ЛКЗ и завода им. В.Я. Климова, но уже для танка «Объект 219» (Т-80) второго послевоенного поколения.
Авторы выражают благодарность и особую признательность Генеральному директору - главному конструктору ОАО «УКБТМ» В. Б. Домнину, заместителю директора - главного конструктора ОАО СКБ «Турбина» Н. Ф. Строкову, ветерану ОАО «УКБТМ» Э.Б. Вавилонскому и А.Ю. Хлопотову за помощь в подготовке материалов этого раздела.
Таблица 41. Основные характеристики танковых ГТД, разработанных в 1955—1965 гг.
Характеристики |
Марка двигателя |
|||||
ГГД-1 |
ГТД-3Т |
ГТД-3ТЛ |
ГТД-350Т |
ГТД-700 |
ГТД-3ТП |
|
Состояние производства |
Опытный |
Проект |
||||
КБ-разработчик |
СКБ ЛКЗ |
ОКБ-29 |
ОКб-117 СКБ-6ЧТЗ |
ОКБ-29 |
||
Год разработки |
1955—1958 |
1961—1962 |
1965 |
1963 |
1962—1965 |
1965—1966 |
Максимальная мощность, кВт (л.с.)* |
441 (600) |
515 (700) |
588 (800) |
290 (395) |
617 (840) |
699 (950) |
Максимальный крутящий момент, Нм (кгм) |
490 (50) |
745 (76) |
2793 (285) |
1323 (135) |
*** |
*** |
Удельный расход топлива, г/кВт×ч (г/л.с.×ч)* |
571 (420) |
449-476 (330—350) |
388-408 (285—300) |
360 (265) |
326 (240) |
360 (265) |
Применяемое топливо |
ТС-1, ДЛ, ДЗ, ДА |
Т-1 или ТС-1 |
Т-1, ТС-1, ДЛ, ДЗ, ДА и неэтилированные бензины |
|||
Температура газа перед турбиной, °С |
907 |
857 |
880 |
930 |
977 |
867 |
Расход воздуха, кг/с |
6,78 |
4,5 |
4,14 |
2,18 |
4,08 |
4,0-4,5 |
Степень повышения давления компрессора |
5,14 |
6,5 |
6,5 |
6,2 |
6,3 |
8,0 |
Тип компрессора, число ступеней, шт. |
Центробежный, 2 |
Осецентробежный, 6 и 1 |
Осецентробежный, 7 и 1 |
Осецентробежный, 6 и 1 |
||
Тип турбины компрессора, число ступеней, шт. |
Осевая, 2 |
Осевая, 1 |
Осевая, 2 |
|||
Частота вращения вала компрессора, мин-1 |
26400 |
25500 |
24500 |
43200 |
26500 |
30000 |
Тип силовой турбины, число ступеней, шт. |
Осевая, 2 |
|||||
Частота вращения вала силовой турбины, мин-1 |
22000 |
21000 |
22000 |
20000 |
21000 |
*** |
Коэффициент приспособляемости |
2,44 |
*** |
2,5 |
3,05 |
2,7 |
2,8 |
Тип теплообменника |
— |
— |
— |
Стационарный |
Стационарный |
— |
Степень теплообмена |
- |
- |
- |
0,606 |
0,62 |
- |
Тип камеры сгорания, количество, шт. |
Трубчатая, индивидуальная, 6 |
Кольцевая, полупетлевая, 1 |
Кольцевая, прямоточная, 1 |
Индивидуальная прямоточная, 4 |
Кольцевая, полупетлевая, 1 |
|
Частота вращения выходного вала, мин-1 |
2570 |
3000-4000 |
3150 |
3000 |
3000 |
3150 |
Габариты, мм: |
||||||
длина |
1730 |
1700 |
1560 |
1385 |
1580 |
1230 |
ширина |
1627 |
640 |
810 |
700 |
1550 |
845 |
высота |
823 |
770 |
745 |
820 |
600 |
615 |
Габаритный объем, м3 |
2,32 |
0,84 |
0,94 |
0,8 |
1,47 |
0,64 |
Масса, кг |
1260 |
350** |
450** |
270** |
750 |
350 |
Габаритная мощность, кВт/м3(л.с./м3)* |
190 (259) |
613 (833) |
626 (851) |
363 (494) |
420 (571) |
1092 (1484) |
Удельная масса, кг/кВт (кг/л.с.)* |
2,86 (2,1) |
0.68 (0,5) |
0,77 (0,56) |
0,93 (0,68) |
1,22 (0,89) |
0,50 (0,37) |
Гарантийный срок работы, ч |
200 |
100 |
200 |
500 |
500 |
500 |
* В стендовых условиях.
** Без редуктора.
*** У авторов нет данных.