Оглавление

SuRuPzWg0769.jpg SuRuPzWg0770.jpg

SuRuPzWg0771.jpg

SuRuPzWg0772.jpg

Компоновка МТО танка «Объект 432» с поперечным расположением двигателя ГТД-700М (проект). Компоновка МТО танка «Объект 432» с продольным расположением двигателя ГТД-700М (проект).

Расчетно-теоретические исследования, выполненные в НИИД, показали, что в перспективе, совершенствуя элементы этого двигателя, можно было при той же температуре газа перед турбиной (976°С) повысить мощность ГТД-700 (вариант ГТД-700М) до 735 кВт (1000 л.с.), а удельный расход топлива уменьшить до 286-299 г/кВт×ч (210-220 г/л.с.×ч). Однако прекращение работ по танку «Объект 775Т» привело в 1969 г. к остановке дальнейшей доводки этого двигателя.

В 1965-1966 гг. во ВНИИ-100 и ОКБТ ЛКЗ были выполнены предварительные компоновки установки двигателя в варианте ГТД-700М в МТО опытных танков «Объект 432» и «Объект 287» соответственно. Однако анализ компоновочных схем показал, что использование этого двигателя в данных машинах приводило к необходимости существенных переделок кормовой части их броневых корпусов, а недостаточные объемы существовавших МТО не обеспечивали размещения систем и узлов силовых установок с необходимым запасом топлива. Эти варианты компоновок МТО с ГТД-700М не получили дальнейшего развития.

Опыт, накопленный при создании двигателя ГТД-700, впоследствии был использован при разработке газотурбинного двигателя для боевой машины пехоты БМП-1.

Таким образом, многочисленные попытки приспособления вертолетных двигателей для работы в составе силовой установки танка в середине 1960-х гг. не дали положительных результатов, однако позволили определить основные особенности применения ГТД в танках в различных условиях эксплуатации и концепцию создания систем силовой установки (воздухоочистки, обеспечения подводного вождения и др.). В итоге был сделан вывод о необходимости создания ГТД, специально спроектированного для силовой установки танка. По решению правительства создание танкового ГТД было передано в авиационную промышленность. Дальнейшую разработку специальной танковой газотурбинной силовой установки продолжили совместно конструкторские бюро ЛКЗ и завода им. В.Я. Климова, но уже для танка «Объект 219» (Т-80) второго послевоенного поколения.

Авторы выражают благодарность и особую признательность Генеральному директору - главному конструктору ОАО «УКБТМ» В. Б. Домнину, заместителю директора - главного конструктора ОАО СКБ «Турбина» Н. Ф. Строкову, ветерану ОАО «УКБТМ» Э.Б. Вавилонскому и А.Ю. Хлопотову за помощь в подготовке материалов этого раздела.

Таблица 41. Основные характеристики танковых ГТД, разработанных в 19551965 гг.

Характеристики

Марка двигателя

ГГД-1

ГТД-3Т

ГТД-3ТЛ

ГТД-350Т

ГТД-700

ГТД-3ТП

Состояние производства

Опытный

Проект

КБ-разработчик

СКБ ЛКЗ

ОКБ-29

ОКб-117 СКБ-6ЧТЗ

ОКБ-29

Год разработки

1955—1958

1961—1962

1965

1963

1962—1965

1965—1966

Максимальная мощность, кВт (л.с.)*

441 (600)

515 (700)

588 (800)

290 (395)

617 (840)

699 (950)

Максимальный крутящий момент, Нм (кгм)

490 (50)

745 (76)

2793 (285)

1323 (135)

***

***

Удельный расход топлива, г/кВт×ч (г/л.с.×ч)*

571 (420)

449-476 (330—350)

388-408 (285—300)

360 (265)

326 (240)

360 (265)

Применяемое топливо

ТС-1, ДЛ, ДЗ, ДА

Т-1 или ТС-1

Т-1, ТС-1, ДЛ, ДЗ, ДА и неэтилированные бензины

Температура газа перед турбиной, °С

907

857

880

930

977

867

Расход воздуха, кг/с

6,78

4,5

4,14

2,18

4,08

4,0-4,5

Степень повышения давления компрессора

5,14

6,5

6,5

6,2

6,3

8,0

Тип компрессора, число ступеней, шт.

Центробежный, 2

Осецентробежный, 6 и 1

Осецентробежный, 7 и 1

Осецентробежный, 6 и 1

Тип турбины компрессора, число ступеней, шт.

Осевая, 2

Осевая, 1

Осевая, 2

Частота вращения вала компрессора, мин-1

26400

25500

24500

43200

26500

30000

Тип силовой турбины, число ступеней, шт.

Осевая, 2

Частота вращения вала силовой турбины, мин-1

22000

21000

22000

20000

21000

***

Коэффициент приспособляемости

2,44

***

2,5

3,05

2,7

2,8

Тип теплообменника

Стационарный

Стационарный

Степень теплообмена

-

-

-

0,606

0,62

-

Тип камеры сгорания, количество, шт.

Трубчатая, индивидуальная, 6

Кольцевая, полупетлевая, 1

Кольцевая, прямоточная, 1

Индивидуальная прямоточная, 4

Кольцевая, полупетлевая, 1

Частота вращения выходного вала, мин-1

2570

3000-4000

3150

3000

3000

3150

Габариты, мм:

длина

1730

1700

1560

1385

1580

1230

ширина

1627

640

810

700

1550

845

высота

823

770

745

820

600

615

Габаритный объем, м3

2,32

0,84

0,94

0,8

1,47

0,64

Масса, кг

1260

350**

450**

270**

750

350

Габаритная мощность, кВт/м3(л.с./м3)*

190 (259)

613 (833)

626 (851)

363 (494)

420 (571)

1092 (1484)

Удельная масса, кг/кВт (кг/л.с.)*

2,86 (2,1)

0.68 (0,5)

0,77 (0,56)

0,93 (0,68)

1,22 (0,89)

0,50 (0,37)

Гарантийный срок работы, ч

200

100

200

500

500

500

*  В стендовых условиях.
** Без редуктора.
*** У авторов нет данных.

Оглавление