Оглавление

SuRuPzWg0758.jpg
SuRuPzWg0759.jpg
SuRuPzWg0760.jpg SuRuPzWg0761.jpg
SuRuPzWg0762.jpg
Компоновка ГТСУ с соосно-спаренными двигателями ГТД-Т в танке «Объект 432» (проект) и ее кинематическая схема. Компоновка ГТСУ с поперечно-соосными спаренными двигателями ГТД-Т в танке «Объект 432» (проект).
 

SuRuPzWg0763.jpg

Продольный разрез унифицированного двигателя ГТД-Т (проект).

Мощность одного двигателя в объектовых условиях составляла 257 кВт (350 л.с.), удельный расход топлива — не более 408 г/кВт × ч (300 г/л.с.×ч).

Пуск первого двигателя осуществлялся от аккумуляторных батарей, а второго — механическим способом от работающего первого двигателя или электрическим способом от генератора работающего двигателя. Кроме того, был предусмотрен пуск двигателя от внешнего источника питания напряжением 28-30 В. Продолжительность пуска двигателей при температуре окружающего воздуха -40°С не превышала 5 мин. Время выхода двигателя с режима малого газа на режим номинальной мощности составляло 6,6—8,4 с.

При необходимости один из двигателей мог отключаться от трансмиссии с помощью электромеханического привода муфты конического (суммирующего) редуктора. Синхронизация работы двух ГТД производилась с помощью индивидуальных приводов подачи топлива и двух тахометров, позволявших контролировать работу силовой установки.

В 1966-1967 гг. ходовой макет танка «Объект 288» прошел заводские полигонные испытания, но преимуществ по сравнению с одним двигателем ГТД-3ТЛ равной мощности получено не было. В связи с этим обстоятельством и отказом завода им. В.Я. Климова перейти на соосную установку двигателей ГТД-350Т, дальнейшие работы по двигателю, как и опытному танку «Объект 288» в 1968 г. прекратили.

В работах по ГТД-350Т и силовой установке танка «Объект 288» принимали участие: от ОКБ-117 — П.Е. Сутулов, от ОКБТ ЛКЗ — Н.Ф. Шашмурин, Н.Ф. Галицкий, Е.П. Дедов и др.

В эти же годы в конструкторском бюро ЛКЗ совместно с КБ завода им. В.Я. Климова с целью дальнейшего улучшения характеристик двигателя ГТД-350Т и повышения его мощности были проведены проектные и экспериментальные работы по созданию новой газотурбинной силовой установки для танка. Были выполнены два проекта.

В первом проекте предусматривалось создание силовой установки с двумя поперечно-соосными спаренными или соосно-спаренными унифицированными двигателями ГТД-Т39, где наряду с использованием основных узлов двигателя ГТД-350Т (турбокомпрессор, теплообменник и др.) предполагалось применение кольцевой камеры сгорания испарительного типа и блокировка турбокомпрессора со свободной турбиной механизмом фрикционного типа, что позволило улучшить эксплуатационные показатели силовой установки (топливную экономичность, разгонные и тормозные характеристики), а также существенно упростить конструкцию и снизить трудоемкость изготовления.

Эта ГТСУ предполагалась к установке в МТО опытного танка «Объект 432», которому было присвоено заводское обозначение «Объект 289». В связи с тем, что новые элементы этого варианта силовой установки были не опробованы, а завод им. В.Я. Климова не видел перспективы развития ГТД в этом направлении, дальнейшие проработки двигателя прекратили.

Во втором эскизном проекте была выполнена спаренная установка газотурбинных двигателей ГТД-450Т мощностью по 331 кВт (450 л.с.) с компрессором центробежного типа, регулируемым сопловым аппаратом силовой турбины и вращающимся ситаловым теплообменником. Согласно проекту, двигатели в ГТСУ, монтировавшейся в МТО опытного танка «Объект 432» (он также проходил как «Объект 289»), имели продольное расположение. В условиях объекта мощность каждого двигателя должна была составлять 279 кВт (380 л.с). Однако из-за существенных габаритов силовой установки и необходимости увеличения объема МТО для размещения необходимого запаса топлива проектные работы также прекратили.

Создание танкового ГТД, впоследствии получившего наименование ГТД-700, началось в ОКБ-6 ЧТЗ в 1961 г. на основании распоряжения Совета Министров СССР №2350 от 15 августа 1961 г. Двигатель предназначался к установке в опытный танк с ракетным оружием «Объект 775», разрабатывавшийся в специальном (танковом) конструкторском бюро ЧТЗ. Тактико-технические требования на ГТД-700 были согласованы в декабре 1961 г. На основании этих требований двигатель должен был иметь объектовую мощность 515 кВт (700 л.с.) и удельный расход топлива 381 г/кВт×ч (280 г/л.с.×ч). Заданный расход топлива был на 68-136 г/кВт×ч (50-100 г/л.с.×ч) ниже расхода топлива лучших вертолетных ГТД того времени, которые испытывались в условиях наземных объектов.


39 Не путать с проектом газотурбинного двигателя ЧТЗ.

Оглавление