Оглавление

SuRuPzWg0732.jpg SuRuPzWg0735.jpg

Продольный разрез двигателя ГТД-3ТУ и его кинематическая схема.

Для устранения обледенения элементов входного устройства двигателя на всех режимах работы в условиях низких температур и большой влажности воздуха имелась противообледенительная система, которая обеспечивала обогрев входной кромки лопаток входного направляющего аппарата компрессора горячим воздухом.

Двигатель обеспечивал следующие режимы работы:
- номинальной мощности (515 кВт (700 л.с.) при частоте вращения роторов компрессора и силовой турбины 25500 и 15000 мин-1 соответственно и удельным расходом топлива 449 г/кВт×ч (330 г/л.с.×ч) — в течение 30 мин;
- 0,8 максимальной мощности (412 кВт (560 л.с.) при частоте вращения роторов компрессора и силовой турбины 24000 и 12000 мин-1 соответственно и удельным расходом топлива 494 г/кВт×ч (363 г/л.с.×ч) — без ограничения по времени;
- 0,5 максимальной мощности (257 кВт (350 л.с.) при частоте вращения роторов компрессора и силовой турбины 22000 и 11000 мин-1 соответственно и удельным расходом топлива 598 г/кВт×ч (440 г/л.сч) — без ограничения по времени;
-  малого газа при частоте вращения роторов компрессора и силовой турбины 18000 и 9000 мин-1 соответственно и часовым расходом топлива 78 кг/ч - без ограничения по времени;
- малого маневренного газа при частоте вращения роторов компрессора и силовой турбины 20000 и 10200 мин-1 соответственно и часовым расходом топлива 85 кг/ч — в течение 5 мин;
- торможения (мощность 147 кВт (200 л.с.) при частоте вращения роторов компрессора и силовой турбины 20000 и 21000 мин-1 соответственно — в течение 5 мин.

Время выхода двигателя от момента пуска на режим малого газа при температуре окружающего воздуха от -40 до +40°С не превышало 1 мин.

Стендовые и пробеговые испытания двигателя ГТД-3Т, установленного в ходовом макете танка Т-55, провели во ВНИИ-100 в 1961-1964 гг., а в танке «Объект 167Т» - в Нижнем Тагиле в 1963-1965 гг. Это позволило определить основные проблемные вопросы, связанные с созданием танковой газотурбинной силовой установки, и возможный уровень топливо-экономических и динамических характеристик танка с ГТД.

С учетом результатов проведенных испытаний и на основании решений комиссии ВСНХ по военно-промышленным вопросам №199 от 5 августа 1964 г. ОКБ-29 в 1964-1965 гг. доработало конструкцию ГТД-3Т и изготовило опытный образец более экономичного двигателя, получившего наименование ГТД-3ТУ (У — для Урала). В стендовых условиях двигатель развивал мощность 588 кВт (800 л.с), в условиях объекта ее величина составляла 515 кВт (700 л.с). По сравнению со своим предшественником он имел ряд существенных конструктивных и эксплуатационных отличий:
-  уменьшен удельный расход топлива до 394-408 г/кВт×ч (290-300 г/л.с.×ч) вместо 449-476 г/кВт×ч (330-350 г/л.с.×ч);
-  при соответствующем изменении регулировки топливной аппаратуры двигатель мог работать на дизельном топливе;
-  увеличены проходные сечения газосборника турбины компрессора и выходной улитки;
-  на корпусах перепускных патрубков устанавливались два пневмоцилиндра (вместо одного) с раздельными приводами к заслонкам перепуска с автоматической подачей воздуха от компрессора;
-  для исключения нагрева воздуха, поступавшего в двигатель, в конструкцию антипомпажных клапанов были введены два патрубка, предназначавшиеся для отвода перепускного воздуха в «горячий» отсек МТО;
-  изменены координаты выходного вала редуктора двигателя;
-  на лобовом картере устанавливался центробежный суфлер;
-  улучшено торцевое уплотнение двигателя;
-  для исключения возможности накапливания топлива в камере сгорания при неудачных пусках двигателя введен дренаж топлива из камеры сгорания;
-  на двигателе монтировались стартер-генератор СТГ-12ТМО-1000 мощностью 12 кВт и масляный насос трансмиссии (на правой коробке приводов лобового картера), имевшие привод от турбокомпрессорного блока.

Установка масляного насоса для обслуживания систем гидросервоуправления и смазки трансмиссии с приводом от турбокомпрессора позволила исключить применение дополнительных масляных насосов с автономными электроприводами, которые в танке «Объект 167Т» обеспечивали поддержание необходимого давления масла в бустерах синхронизаторов при низкой частоте вращения ротора силовой турбины, когда масляный насос коробки передач не давал требуемого давления.

SuRuPzWg0733.jpg SuRuPzWg0734.jpg

Установка двигателя ГТД-3ТУ в МТО танка «Объект 166ТМ».

Оглавление