Середина 1950-х гг. явилась поворотным пунктом в развитии танкового вооружения. В это время актуальным стал вопрос о средствах борьбы с танками противника на больших дальностях. Пушечное вооружение танков не обеспечивало необходимой точности стрельбы по целям, расположенным на дальностях более 2800 м. А в танковом бою из противников тот обладал преимуществом, кто имел возможность ведения эффективного огня на большую дальность. Это преимущество могло быть достигнуто применением на танках управляемого оружия либо в качестве дополнительного, либо в качестве основного. Поэтому были развернуты НИОКР по созданию телеуправляемых ПТУР с ручным и полуавтоматическим наведением в цель.
До начала 1960-х гг. наша страна не имела опыта в создании, производстве и эксплуатации противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) и поэтому уступала в этой области некоторым зарубежным странам. Первые НИОКР по созданию противотанковых управляемых реактивных снарядов (ПТУРС), по современной терминологии - управляемых ракет (ПТУР) начались в СССР в 1956 г., когда были созданы телеуправляемые по радио опытные снаряды ОСА-164 и ОСА-135, а в 1957 г. разработан проект снаряда ОСА-2.
В связи с развитием ракетного оружия в авиации и на флоте, второй этап развития вооружения отечественных танков (1956-1966) помимо совершенствования пушечно-пулеметного комплекса танкового вооружения был тесно связан с развитием управляемого и неуправляемого ракетного оружия. ОКР по применению управляемого оружия на танках были широко развернуты в конструкторских бюро ЛКЗ, ЧКЗ и Уралвагонзавода в соответствии с постановлением Совета Министров СССР №505-253 от 8 мая 1957 г.
В1959 г. НИИ-3 ГАУ были проведены обширные исследования по разработке инженерной методики баллистического проектирования ПТУР с учетом решаемых тактических задач. Рассматривались вопросы, связанные с выбором аэродинамической схемы и способа управления ракетой, а также требования к траектории ее полета.
Первым ПТРК, принятым на вооружение Советской Армии в 1960 г., стал противотанковый ракетный комплекс 2К16 «Шмель», который из-за значительных размеров устанавливался на специальной бронированной боевой машине 2П27, созданной на базе БРДМ. Управляемая ракета 3М6 ПТРК 2К16 «Шмель» была разработана специальным конструкторским бюро машиностроения (главный конструктор Б.И. Шавырин) в Коломне. Наведение на цель управляемой ракеты, имевшей кумулятивную боевую часть и массу 24 кг, осуществлялось по проводам. На дальностях стрельбы от 500 до 2000 м ПТРК «Шмель» обеспечивал бронепробиваемость 300 мм. Скорость полета ракеты составляла 100 м/с.
Управляемая ракета 3М6 ПТРК «Шмель».
В это же время в ОКБ-16 под руководством А.Э. Нудельмана разрабатывалась управляемая ракета ПТРК «Глаз». Для размещения комплекса на самоходном шасси в КБ Горьковского автозавода под руководством заместителя главного конструктора В.А. Дедкова на базе опытной бронированной разведывательно-дозорной машины ГАЗ-41 (БРДМ-2) была создана боевая машина 9П19. После проведения заводских испытаний опытного образца в конце 1961 г. дальнейшие работы по машине 9П19 с ПТРК «Глаз» прекратились в связи с развертыванием в 1962-1963 гг. работ по созданию ПТРК «Фаланга-М» на базе БРДМ-2 (9П124).
Боевая машина 2П27 с ПТРК «Шмель» стала родоначальником целого семейства противотанковых ракетных комплексов, созданных впоследствии на базе легкобронированных колесных и гусеничных машин и принятых на вооружение Советской Армии.
Разработкой управляемых ракет для ПТРК, предназначавшихся к установке на танки, в первом послевоенном периоде занимались следующие конструкторские бюро:
- ЦНИИ-58 в Подлипках - главный конструктор В.Г. Грабин (до июля 1959 г.);
- ЦКБ-14 (КБ приборостроения) в Туле - главные конструкторы: И.Ф. Дмитриев (до 1958 г.), В.В. Науменко (до 1962 г.), затем А.Г. Шипунов;
- ОКБ-16 (КБ «Точмаш») в Москве - главный конструктор А.Э. Нудельман;
- СКБ-4 (КБ машиностроения (КБМ) в Коломне — главные конструкторы: Б.И. Шавырин (до 1965 г.), затем С.П. Непобедимый;
- НИИ-1 ГКОТ в Москве - начальники: С.Я. Бодров (до 1961 г.), затем А.Д. Надирадзе;
- НИИ-48 в Новосибирске - начальники: В.П. Привалов (до 1963 г.), затем Н.Н. Афонский;
- ГС ОКБ-43 в Москве - главные конструкторы: И.И. Торопов (до 1961 г.), затем А.Л. Ляпин;
- ЦКБ-589 в Москве - главные конструкторы: С.Я. Буяновер (до 1960 г.), затем В.А. Хрусталев.
В1956 г. в ЦНИИ-58 был создан проект первой управляемой ракеты ЭЧ-155 ПТРК «Дельфин», специально разрабатывавшегося для танка с управляемым ракетным оружием «Объект 431», проектирование которого велось в КБ завода харьковского завода №75 под руководством А.А. Морозова. Системой управления ракетой занималось ЦКБ-589.
Проект управляемой ракеты ЭЧ-155 был представлен в двух вариантах с различными аэродинамическими схемами: один — по бесхвостной схеме («летающее крыло»), другой — по нормальной (самолетной) схеме. Управление ракетой в полете осуществлялось с помощью полуавтоматической системы наведения по радиоканалу.
Ввиду отказа КБ завода №75 от продолжения работ по танку «Объект 431» и в связи передачей ЦНИИ-58 в состав ОКБ-1, занимавшегося баллистическими ракетами, дальнейшие работы по ПТРК «Дельфин» были прекращены. Однако разработка управляемой ракеты ЭЧ-155 позволила приобрести отечественным конструкторам необходимый опыт в создании танковых управляемых ракет.