Таблица 9. Распределение массы составных частей танка, обеспечивавших его основные боевые свойства
Марка танка |
Тип танка |
Общая масса, кг |
Масса составных частей танка, обеспечивавших |
|||||
огневую мощь |
защищенность |
подвижность |
||||||
кг |
% |
кг |
% |
кг |
% |
|||
Т-10 |
Тяжелый |
49650 |
6300 |
12,7 |
25550 |
51,5 |
17200 |
34,7 |
«Объект 770» |
54600 |
9040 |
16,6 |
28770 |
527 |
16470 |
30,2 |
|
«Объект 279» |
59250 |
9660 |
16,3 |
31620 |
53,4 |
18510 |
31,2 |
|
Т-54 |
Средний |
35820 |
5179 |
14,4 |
18080 |
50,5 |
12100 |
33,8 |
Т-55 |
35930 |
4740 |
13,2 |
18265 |
50.8 |
11804 |
32,9 |
|
Т-62 |
36620 |
4710 |
12,9 |
18700 |
51,1 |
12608 |
34,4 |
|
«Объект 430» |
35340 |
6230 |
17,6 |
17940 |
50.8 |
10670 |
30,2 |
|
ПТ-76 |
Легкий |
14286 |
1763 |
12,3 |
5687 |
39,8 |
6223 |
43,6 |
«Объект 906» |
15267 |
3387 |
22,2 |
4713 |
30,9 |
6437 |
42,2 |
Масса брони корпуса и башни средних и тяжелых танков составляла 50—55% от массы танка. Для плавающих танков этот показатель находился в пределах 30—40%.
Таблица 10. Масса основных составных частей отечественных танков
Марка танка |
Масса основных составных частей танка, кг |
|||||
броневой корпус |
башня |
вооружение |
силовая установка |
трансмиссия |
ходовая часть |
|
Т-10М |
18091 (35,5%) |
7977 (15,6%) |
3914 (7,67%) |
2153 (4,22%) |
3811 (7,55%) |
10116 (19,8%) |
Т-55 |
12650 (35,2%) |
5300 (14,75%) |
2325 (6,47%) |
1823 (5,07%) |
2095 (5,9%) |
7225 (20,1%) |
Т-62 |
12756 (34,8%) |
5455 (14,9%) |
2578 (7,03%) |
1815 (4,95%) |
2121 (5,86%) |
7398 (20,2%) |
«Объект 167» |
11691 (31,6%) |
8670 (23,4%) |
2982 (8,06%) |
1875 (5.07%) |
2357 (5,9%) |
7690 (20,8%) |
«Объект 432» |
11525 (32,5%) |
6506 (18,3%) |
3090 (8,7%) |
1767 (4,97%) |
1501 (4,28%) |
5128 (14,4%) |
ПТ-76 |
4942 (34,6%) |
751 (5,26%) |
1111 (7,78%) |
1307 (9,15%) |
1518 (10,8%) |
2548 (17,8%) |
«Объект 906» |
3074 (20,1%) |
1115 (7,3%) |
2435 (15,9%) |
1205 (7,89%) |
1095 (7,34%) |
3053 (20%) |
Примечание: В скобках указано процентное отношение массы составных частей к общей массе танка.
Наиболее характерной особенностью компоновки плавающих танков являлся большой забронированный объем, необходимый для обеспечения запаса плавучести, при относительно малой боевой массе. Небольшая масса машины исключала возможность применения противоснарядного бронирования и ограничивала установку на танк мощной артиллерийской системы высокой баллистики с большой силой сопротивления откату. Численность экипажа, как правило, составляла три человека. Гусеничный движитель в качестве водоходного движителя на отечественных танках не использовался, хотя мог применяться при любой схеме общей компоновки. Водометы устанавливались на легких плавающих танках с кормовым расположением трансмиссии.
Одним из интересных вариантов компоновки перспективного танка была компоновка, выполненная в виде сочлененной машины. Появление такой компоновки боевой машины в первые послевоенные годы было связано со стремлением повысить защищенность экипажа и основного оружия с боекомплектом за счет их размещения в отдельном броневом корпусе с мощной броневой защитой, а его моторно-трансмиссионной установки — в менее защищенном корпусе, расположив его за основным корпусом. Первый проект такого сочлененного танка был разработан в конце 1940-х — начале 1950-х гг. в Военной академии бронетанковых и механизированных войск под руководством Н.И. Груздева, однако до практической реализации он доведен не был.
Проект сочлененного (сдвоенного танка) проф. Н.И. Груздева.
В середине 1960-х гг. на основе выполненных НИОКР для создания танков второго послевоенного поколения было рекомендовано сохранить классическую схему общей компоновки машины с сокращением численности экипажа до трех человек. Были разработаны и обоснованы требования к общей и частным компоновкам танка и намечены пути их выполнения. Несмотря на то, что предпочтение было отдано классической схеме общей компоновки танка, результаты выполненных исследований позволили оценить нетрадиционные схемы компоновки, некоторые из которых и сегодня не потеряли своей актуальности.