Таблица 5
Основные боевые и технические характеристики отечественных и зарубежных тяжелых танков
Характеристики |
Марка танка (страна) |
||
Т-10М обр. 1958 г. (СССР) |
М103 обр.1956 г. (США) |
«Конкэрор» обр.1954 г. (Великобритания) |
|
Боевая масса, т |
50 |
56,9 |
66 |
Экипаж, чел. |
4 |
5 |
4 |
Основные размеры, мм: |
|||
- длина с пушкой вперед |
10560 |
11400 |
12920 |
- длина корпуса |
7250 |
6985 |
7848 |
- ширина |
3380 |
3750 |
3990 |
- высота |
2395 |
2860 |
3162 |
Пушка; калибр, мм; тип |
122; НП |
120; НП |
120; НП |
Начальная скорость БрС, м/с |
950 |
1050 |
1000 |
Боекомплект, выстр. |
30 |
34 |
35 |
Стабилизатор, тип |
двухплоскостной |
— |
одноплоскостной |
Пулеметы; кол-во, калибр, мм |
2x14,5 |
1x7,62, 1x12,7 мм |
2x7,62 |
Броневая защита, мм/град18): |
|||
- нос корпуса |
120/55 |
127/60 |
152/60 |
- лоб башни |
201/24 |
127/50 |
152/30 |
Двигатель, тип |
дизель |
карбюраторный |
|
максимальная мощность, кВт (л.с.) |
551 (750) |
603 (810) |
603 (810) |
Максимальная скорость, км/ч |
50 |
34 |
34 |
Запас хода, км |
350 |
130 |
150 |
Емкость топливных баков (осн.+доп.), л |
650+300 |
1060 |
1005 |
Среднее давление на грунт, кПа (кгс/см2) |
75,5 (0,77) |
85,2 (0,87) |
82,3 (0,84) |
Глубина преодолеваемого брода, м |
1,3 (5 м с ОПВТ) |
1,26 |
1,3 |
НП — нарезная пушка; БрС — бронебойный снаряд; ОПВТ — оборудование для подводного вождения танка.
В 1946—1948 гг. в конструкторском бюро под руководством Ж.Я. Котина предприняли попытку создать тяжелый танк, в котором были бы реализованы все самые последние достижения науки и техники в области танкостроения не только в нашей стране, но и за рубежом. В опытном танке, получившем марку ИС-7, практически не имелось агрегатов, узлов и систем, заимствованных у ранее выпущенных машин. Все конструкции агрегатов являлись оригинальными, и многие новые технические решения были реализованы в последующих образцах тяжелых танков.
Стремление создать неуязвимый на поле боя танк, используя традиционные конструкторские решения, привело к росту боевой массы машины до 68 т при первоначально заданных 65 т. Опытный танк ИС-7 является самым тяжелым отечественным танком XX века. Большая величина массы послужила причиной прекращения работ над танком ИС-7. В 1949 г. началась разработка нового тяжелого танка массой до 50 т, получившего обозначение ИС-8, а в 1953 г. — марку Т-10.
В конце 1940-х гг. после возвращения из Челябинска в Ленинград части эвакуированных во время войны работников конструкторского бюро Кировского завода в этих городах образовались два самостоятельных конструкторских бюро по разработке тяжелых танков. В Ленинграде имелись значительные конструкторские силы, но существовало небольшое танковое производство, восстановленное после снятия блокады города во время войны. В Челябинске сохранялось отлично налаженное серийное танковое производство и существенно ослабленное после отъезда основного костяка ИТР конструкторское бюро.
Тяжелый танк ИС-8 (Т-10) было решено проектировать совместными усилиями конструкторского бюро Челябинского Кировского завода и создаваемого в Ленинграде Всесоюзного научно-исследовательского института ВНИИ-100 (ныне ВНИИТрансмаш). Танк проектировался под технологию крупносерийного производства Челябинского Кировского завода. Главным конструктором КБ Челябинского Кировского завода вместо Н.Л. Духова в 1947 г. был назначен М.Ф. Балжи, один из разработчиков тяжелых танков ИС-3 и ИС-4. Первым директором ВНИИ-100 был назначен Ж.Я. Котин, на которого возлагалось общее руководство проектными работами по танку Т-10. Непосредственным руководителем работ стал известный танковый конструктор А.С. Ермолаев, который во главе бригады ленинградских конструкторов был откомандирован в Челябинск для разработки чертежно-конструкторской документации.
Широкое заимствование отдельных конструктивно и технологически отработанных технических решений вместе с доработанной компоновкой танка ИС-3 позволили сократить сроки создания танка ИС-8 (Т-10). Танк стал серийно производиться на Челябинском Кировском заводе с 1953 г., а его модернизированный вариант — танк Т-10М — с 1958 г. В 1958 г. выпуск Т-10М был также организован на Ленинградском Кировском заводе.
За рубежом в послевоенные годы тяжелые танки собственной разработки находились на вооружении только в армиях США (М103, 1956 г.) и Великобритании («Конкэрор», 1954 г.). Оба танка уступали танку Т-10М по основным боевым свойствам. Зарубежные танки были тяжелее и выше отечественного танка, имели вдвое меньший запас хода по топливу, низкую максимальную скорость и оснащались карбюраторными двигателями. Эти танки не имели системы ПАЗ и не были приспособлены для движения под водой. В отличие от танка Т-10М с двухплоскостным стабилизатором оружия на британском танке устанавливался стабилизатор оружия только в вертикальной плоскости, а на американском танке он вообще отсутствовал. Советский танк несколько уступал этим машинам по броневой защите носовой части корпуса, но превосходил их по подвижности. В целом, танк Т-10М удовлетворял основным тактико-техническим требованиям, которые предъявлялись к тяжелым отечественным танкам того периода.
Дальнейшая работа отечественных конструкторских бюро по совершенствованию тяжелых танков с артиллерийским вооружением привела к созданию нового поколения машин этого класса. В Ленинграде были изготовлены опытные танки «Объект 277» (ЛКЗ) и «Объект 279» (ВНИИ-100), в Челябинске — «Объект 770» (ЧКЗ).
На этих танках устанавливалась стабилизированная в двух плоскостях 130-мм нарезная пушка с механизмом заряжания и устройством продувки канала ствола сжатым воздухом после выстрела. Впервые в отечественном танкостроении для тяжелых танков были созданы оригинальные конструкции механизма поворота башни с аксиально-плунжерной гидрообъемной передачей19, гидромеханических трансмиссий, пневматической и гидравлической подвесок, штурвала механика-водителя, а также выполнено объединение двигателя и трансмиссии в силовой блок. По основным боевым и техническим характеристикам опытные танки намного превосходили серийный танк Т-10М, а за рубежом танков с подобными характеристиками в то время вообще не было. Советские тяжелые танки, созданные в первом послевоенном периоде, не экспортировались.
18 В американской и британской технической литературе установлено правило определения углов наклона брони корпуса танка относительно вертикали. В Европе существует практика определения углов наклона брони относительно горизонтали.
19 Гидрообъемная передача — гидравлическая передача, в которой мощность от ведущего вала к ведомому передается за счет большого давления 29,4—34,3 МПа (300—350 кгс/см2) жидкости (гидростатического напора) при относительно малых скоростях (12—20 м/с) ее движения. Состоит из гидронасоса, гидромотора и распределителя. В гидромеханических трансмиссиях применяются гидрообъемные передачи аксиально-поршневого, радиально-поршневого или смешанного типа. Наибольшее распространение получили гидрообъемные передачи аксиально-поршневого типа.