Танки США 1950-х гг. (слева направо): танк М103 со 120-мм пушкой, танки М48 и М47 с 90-мм пушкой и легкий танк М41 с 76-мм пушкой.
Тяжелый танк М103 (США). | |
Танк «Центурион» Мк7 с 83,4-мм пушкой (Великобритания). | Тяжелый танк «Конкэрор» (Великобритания). |
Каркасные плавсредства имели небольшие массу и размеры в походном положении, невысокую стоимость и достаточно малое время подготовки установки (20—30 мин.). В отличие от ОПВТ они не требовали продолжительной и трудоемкой разведки дна реки и не имели ограничений по глубине преодолеваемых водных преград. Кроме создания индивидуальных плавсредств в нашей стране проводились испытания первого в мире танкодесантного средства на подводных крыльях.
В годы Великой Отечественной войны выявилась острая необходимость в танковой навигационной аппаратуре, особенно для командирских танков и командно-штабных машин. В результате проведенных после войны исследований в этом направлении на указанных машинах стала устанавливаться танковая навигационная аппаратура «Янтарь-Трасса», а затем — более совершенная аппаратура ТНА-2 «Сетка».
В послевоенные годы для определения направлений дальнейшего развития отечественного танкостроения необходимо было решить два принципиальных вопроса: какой тип танка составит основу танкового парка Советской Армии и, следовательно, какому боевому свойству нужно отдать предпочтение — подвижности или защищенности, и какое должно быть на танке основное оружие — пушечное, ракетное или комбинированное? Единого мнения по этим вопросам не существовало ни у нас, ни за рубежом.
Так, в начале 1950-х гг. в США и Великобритании была принята классификация танков по калибру основного оружия, согласно которой танки подразделялись на легкопушечные, среднепушечные и тяжелопушечные. Если придерживаться существовавшей в то время в СССР классификации танков по величине боевой массы машины, то в первое послевоенное десятилетие в Великобритании серийно выпускались только тяжелые танки «Центурион» (среднепушечный) и «Конкэрор» (тяжелопушечный), в США — легкие танки М41 и тяжелые танки М46, М47, М48 (среднепушечные) и М103 (тяжелопушечный), а во Франции — только легкие танки АМХ-13 «Тюренн».
Сторонники легких танков утверждали, что поскольку ПТУР способны пробивать монолитную броневую преграду любой толщины, какую реально можно было иметь на танках, то не имело смысла создавать танки с мощной броней. Однако жизнь опровергла это утверждение. Как известно, в Советском Союзе проблему создания танка с противоснарядной броней пришлось решать уже во второй половине 1930-х гг. в связи с применением во время гражданской войны в Испании в 1936—1939 гг. противотанковой артиллерии против танков Т-26 и БТ-5 советского производства, имевших противопульную броню. В результате проведенных работ по созданию новых танков к началу Великой Отечественной войны на вооружение Красной Армии поступили танки Т-34, КВ-1 и КВ-2 с противоснарядной броневой защитой.
Таблица 3
Танки первого послевоенного периода
Год начала выпуска |
СССР |
США |
Великобритания |
Франция |
|||
Тяжелые |
Средние |
Легкие |
Тяжелые |
Легкие |
Тяжелые |
Легкие |
|
1947 |
ИС-4 |
Т-54 |
«Центурион» |
||||
1948 |
М46 |
||||||
1950 |
М41 |
||||||
1951 |
АМХ-13 |
||||||
1952 |
ПТ-76 |
||||||
1953 |
Т-10 |
||||||
1954 |
«Конкэрор» |
||||||
1955 |
Т-54А |
||||||
1956 |
Т-10А |
М103 |
М41А2 |
||||
1957 |
Т-54Б |
||||||
1958 |
Т-10М |
Т-55 |
М48А3 |
||||
1959 |
ПТ-76Б |
||||||
1960 |
М60 |
||||||
1961 |
Т-62 |
||||||
1962 |
Т-55А |