Оглавление

SuRuPzWg0015.jpg SuRuPzWg0016.jpg
Бронетранспортер БТР-40. Бронетранспортер БТР-152.
 

SuRuPzWg0020.jpg

SuRuPzWg0018.jpg
Бронетранспортер БТР-60П. Авиадесантная самоходная установка АСУ-57.
SuRuPzWg0017.jpg SuRuPzWg0019.jpg
Самоходная артиллерийская установка СУ-122. Самоходная артиллерийская установка СУ-85.

С принятием на вооружение в иностранных армиях многочисленных легких противотанковых средств усилилось значение взаимодействия танков с пехотой на поле боя. Возникла необходимость в создании бронированных машин, позволявших мотострелкам, находясь в них, вести бой на одинаковых скоростях с танками и уничтожать легкие противотанковые средства, используя индивидуальное стрелковое оружие и оружие машины. Впервые новый тип бронированной машины Сухопутных войск, получивший название боевой машины пехоты (БМП), был создан в Советском Союзе.

В начале 1960-х гг. были изготовлены и испытаны образцы опытных БМП с одинаковым вооружением и броневой защитой, но с различным расположением десанта и разными конструкциями трансмиссий и типами ходовой части: гусеничные, гусенично-колесные, колесно-полугусеничные и колесные. В 1966 г. после проведения конкурса на вооружение Советской Армии была принята гусеничная боевая машина пехоты БМП-1. За рубежом первые БМП появились только через два года.

Практически одновременно с разработкой БМП в нашей стране началось создание боевой машины десанта, которая впоследствии была принята на вооружение под маркой БМД-1 и стала поступать в Воздушно-десантные войска с 1968 г.

Таким образом, впервые в мире в СССР были разработаны, созданы и испытаны боевые машины пехоты и боевые машины десанта, представлявшие собой принципиально новый вид бронетанкового вооружения Сухопутных и Воздушно-десантных войск. В эти же годы в нашей стране выполнялись НИОКР по созданию боевых бронированных машин на воздушной подушке и сочлененных бронированных машин.

Артиллерийские, противотанковые, зенитные и авиадесантные самоходные установки, а также некоторые ракетные комплексы, установленные на бронированных машинах, создавались на базе танков и БТР или на специально разработанных базах. По существу, в Советском Союзе в этот период прекратилось развитие противотанковых самоходных артиллерийских установок, получивших широкое распространение в годы Великой Отечественной войны. Самоходные артиллерийские установки, обладая такой же проходимостью на поле боя, как и танки, и более мощным артиллерийским орудием, являлись незаменимым средством артиллерийского сопровождения танков и пехоты в бою. Однако установка орудия в невращавшейся броневой рубке лишала САУ возможности кругового обстрела, что затрудняло перенос огня. Кроме того, отсутствие пулеметов снижало способность экипажа САУ к самообороне, особенно против пехотинцев, оснащенных индивидуальными противотанковыми средствами. Поэтому в бою было необходимо прикрывать САУ танками и пехотой.

Оглавление