Бронетранспортер БТР-50П. | Транспортер-тягач МТ-ЛБ. |
В середине 1960-х гг. были приняты правительственные решения о прекращении разработки и производства тяжелых танков и переходе к созданию основного танка на основе конструкции среднего танка. В связи с этим танки предполагалось классифицировать не по их боевой массе, а по назначению. Вместо средних и тяжелых танков предусматривалось иметь один тип танка — основной, а вместо легкого танка — разведывательный. Большое внимание уделялось разработке танков с управляемым и неуправляемым ракетным оружием, продолжалось совершенствование огнеметных танков.
В ходе Великой Отечественной войны выявилась недостаточная боевая эффективность бронеавтомобилей как боевых машин, поэтому в послевоенные годы их производство прекратилось. В то же время моторизованная пехота, входившая в состав танковых и механизированных соединений, как правило, перевозилась на автомобилях. Это не обеспечивало необходимую маневренность моторизованной пехоты на поле боя под воздействием даже слабого огня противника, так как заставляло ее раньше срока спешиваться с автомобилей. Кроме того, автомобили стесняли маневр при движении вне воздействия огня противника, привязывая моторизованную пехоту и артиллерию на колесном ходу к дорогам. Поэтому для перевозки моторизованной пехоты и буксировки орудий ее сопровождения необходимо было иметь бронетранспортеры, обладавшие высокой проходимостью и противопульной защитой.
После войны на вооружение армии в большом количестве стали поступать отечественные гусеничные и колесные бронетранспортеры.
Плавающие гусеничные бронетранспортеры БТР-50П различных модификаций разрабатывались на базе легкого плавающего танка ПТ-76 и его модернизированного варианта ПТ-76Б. В качестве гусеничного бронетранспортера мог также использоваться многоцелевой легкий бронированный транспортер-тягач МТ-ЛБ, созданный на оригинальной базе и серийно производившийся на Харьковском тракторном заводе.
Первые отечественные колесные бронетранспортеры БТР-40 и БТР-152 создавались на базе узлов и агрегатов серийных автомобилей повышенной проходимости, при этом использовались некоторые технические решения, реализованные в зарубежных бронетранспортерах того времени. Каждый из этих отечественных БТР имел несколько модификаций, но все они были неплавающими. На смену бронетранспортерам БТР-40 и БТР-152 с 1960 г. в войска стал поступать плавающий колесный бронетранспортер БТР-60П, имевший оригинальную компоновочную схему. Начиная с этой машины, дальнейшее развитие колесных бронетранспортеров в СССР пошло своим собственным путем.
Гусеничные и колесные бронетранспортеры являлись транспортным средством, предназначенным в основном для доставки мотострелков к полю боя, поэтому первоначально они не имели броневой крыши корпуса, которая появилась после событий в Венгрии в 1956 г., а также в связи с принятием на вооружение ракетно-ядерного оружия.
Таблица 1
Серийные бронированные машины, принятые на вооружение Советской Армии в первом послевоенном периоде
Год принятия на вооружение |
Типы бронированных машин |
||||
Танки |
БТР и БРДМ |
Самоходные установки и ракетные комплексы |
Машины боевого обеспечения |
Машины технического обеспечения |
|
1946(1950)* |
Т-54 |
||||
1947 |
ИС-4 |
||||
1950 |
БТР-152, БТР-40 |
||||
1951 |
ЗТПУ-2 (БТР-152А), ЗПТУ-2 (БТР-40А), АСУ-57 |
||||
1952 |
ПТ-76 |
КТ-15, СПК-5 |
|||
1953 |
Т-10 |
СПК-5/10 |
|||
1954 |
ТО-54, ИС-2М |
БТР-50П, БТР-50ПА |
СУ-122 |
АТ-П |
|
1955 |
Т-54А |
БТР-152В |
СУ-100П, ЗСУ-57-2, ИСУ-152К |
МТУ |
БТС-2 |
1956 |
Т-10А |
СПУ 8А61 |
|||
1957 |
Т-54Б, Т-10М |
БТР-152В1 |
АПНП-1 |
Т-34-Т обр. 1957 г. |
|
1958 |
ПТ-76Б, Т-55 |
БТР-40Б, БТР-50ПК |
СУ-85, СПУ 2П2 «Марс», СПУ 2П4 |
АПНП-2, БРДМ, БТР-40РХ |
Т-34-Т обр.1958 г. |
1959 |
БТР-152К, БТР-60П |
ИСУ-152М |
БТР-50ПУ |
||
1960 |
ТО-55, ИС-3М |
2П27, 2П32 |
|||
1961 |
Т-62, Т-44М |
СПУ 2П16 «Луна» |
Р-145БМ, ГМЗ, МТ-55А |
||
1962 |
Т-55А |
ЗСУ-23-4 |
БРДМ-2 |
БТТ, БТТ-1Т, БТТ-1М |
|
1963 |
СПУ 2П24, 9П110 |
||||
1964 |
БТР-60ПБ |
МТУ-20 |
|||
1965 |
МТ-ЛБ |
* Указан соответственно год принятия на вооружение согласно постановлению Совета Министров СССР и приказу военного министра СССР (у остальных машин эти года совпадают)