Оглавление

SuRuPzWg0013.jpg SuRuPzWg0014.jpg
Бронетранспортер БТР-50П. Транспортер-тягач МТ-ЛБ.

В середине 1960-х гг. были приняты правительственные решения о прекращении разработки и производства тяжелых танков и переходе к созданию основного танка на основе конструкции среднего танка. В связи с этим танки предполагалось классифицировать не по их боевой массе, а по назначению. Вместо средних и тяжелых танков предусматривалось иметь один тип танка — основной, а вместо легкого танка — разведывательный. Большое внимание уделялось разработке танков с управляемым и неуправляемым ракетным оружием, продолжалось совершенствование огнеметных танков.

В ходе Великой Отечественной войны выявилась недостаточная боевая эффективность бронеавтомобилей как боевых машин, поэтому в послевоенные годы их производство прекратилось. В то же время моторизованная пехота, входившая в состав танковых и механизированных соединений, как правило, перевозилась на автомобилях. Это не обеспечивало необходимую маневренность моторизованной пехоты на поле боя под воздействием даже слабого огня противника, так как заставляло ее раньше срока спешиваться с автомобилей. Кроме того, автомобили стесняли маневр при движении вне воздействия огня противника, привязывая моторизованную пехоту и артиллерию на колесном ходу к дорогам. Поэтому для перевозки моторизованной пехоты и буксировки орудий ее сопровождения необходимо было иметь бронетранспортеры, обладавшие высокой проходимостью и противопульной защитой.

После войны на вооружение армии в большом количестве стали поступать отечественные гусеничные и колесные бронетранспортеры.

Плавающие гусеничные бронетранспортеры БТР-50П различных модификаций разрабатывались на базе легкого плавающего танка ПТ-76 и его модернизированного варианта ПТ-76Б. В качестве гусеничного бронетранспортера мог также использоваться многоцелевой легкий бронированный транспортер-тягач МТ-ЛБ, созданный на оригинальной базе и серийно производившийся на Харьковском тракторном заводе.

Первые отечественные колесные бронетранспортеры БТР-40 и БТР-152 создавались на базе узлов и агрегатов серийных автомобилей повышенной проходимости, при этом использовались некоторые технические решения, реализованные в зарубежных бронетранспортерах того времени. Каждый из этих отечественных БТР имел несколько модификаций, но все они были неплавающими. На смену бронетранспортерам БТР-40 и БТР-152 с 1960 г. в войска стал поступать плавающий колесный бронетранспортер БТР-60П, имевший оригинальную компоновочную схему. Начиная с этой машины, дальнейшее развитие колесных бронетранспортеров в СССР пошло своим собственным путем.

Гусеничные и колесные бронетранспортеры являлись транспортным средством, предназначенным в основном для доставки мотострелков к полю боя, поэтому первоначально они не имели броневой крыши корпуса, которая появилась после событий в Венгрии в 1956 г., а также в связи с принятием на вооружение ракетно-ядерного оружия.

Таблица 1

Серийные бронированные машины, принятые на вооружение Советской Армии в первом послевоенном периоде

Год принятия на вооружение

Типы бронированных машин

Танки

БТР и БРДМ

Самоходные установки и ракетные комплексы

Машины боевого обеспечения

Машины технического обеспечения

1946(1950)*

Т-54

1947

ИС-4

1950

БТР-152, БТР-40

1951

ЗТПУ-2 (БТР-152А), ЗПТУ-2 (БТР-40А), АСУ-57

1952

ПТ-76

КТ-15, СПК-5

1953

Т-10

СПК-5/10

1954

ТО-54, ИС-2М

БТР-50П, БТР-50ПА

СУ-122

АТ-П

1955

Т-54А

БТР-152В

СУ-100П, ЗСУ-57-2, ИСУ-152К

МТУ

БТС-2

1956

Т-10А

СПУ 8А61

1957

Т-54Б, Т-10М

БТР-152В1

АПНП-1

Т-34-Т обр. 1957 г.

1958

ПТ-76Б, Т-55

БТР-40Б, БТР-50ПК

СУ-85, СПУ 2П2 «Марс», СПУ 2П4

АПНП-2, БРДМ, БТР-40РХ

Т-34-Т обр.1958 г.

1959

БТР-152К, БТР-60П

ИСУ-152М

БТР-50ПУ

1960

ТО-55, ИС-3М

2П27, 2П32

1961

Т-62, Т-44М

СПУ 2П16 «Луна»

Р-145БМ, ГМЗ, МТ-55А

1962

Т-55А

ЗСУ-23-4

БРДМ-2

БТТ, БТТ-1Т, БТТ-1М

1963

СПУ 2П24, 9П110

1964

БТР-60ПБ

МТУ-20

1965

МТ-ЛБ

* Указан соответственно год принятия на вооружение согласно постановлению Совета Министров СССР и приказу военного министра СССР (у остальных машин эти года совпадают)

Оглавление