Опытный образец минного трала «Кольцо», установленный на БМП-2Д в транспортном и боевом положениях, 1983 г.
Для танка и БМД сотрудниками КБ 15 ЦНИИИ МО РФ и 542 ОЗИВ были разработаны и изготовлены экспериментальные образцы встроенного минного трала. Проведенные эксперименты показали их достаточную эффективность, особенно при тралении местности с дистанционно установленными минами.
Для траления дистанционно устанавливаемых мин на дорогах с твердым покрытием разрабатывались экспериментальные образцы навесных тралов для военной автомобильной техники.
Негативное отношение разработчиков танков и других боевых машин не позволило довести исследования до положительного завершения и выхода на ОКР в промышленности. Военное руководство нашей страны считало, что существующие средства траления обладают достаточно высоким потенциалом и создание дополнительных средств нецелесообразно.
Единственной боевой машиной, оснащенной штатным минным тралом, стала инженерная машина разграждения.
Для инженерных машин разграждения ИМР-2 и ИМР-2М в конструкторском бюро СКБ-200 был разработан специализированный минный трал КМТ-Р, а для ИМР-3 и ИМР-ЗМ - КМТ-РЗ. На снабжение Советской Армии тралы принимались совместно с инженерными машинами разграждения.
Одновременно с совершенствованием мин с неконтактными датчиками цели совершенствовались и способы их траления. Так, созданная в начале 1970-х гг. электромагнитная приставка к минным тралам, применявшихся с тральщиками, приобрела вид электромагнитного тральщика ЭМТ («изделие 283») и была принята на снабжение приказом МО СССР №230 от 26.09.85 г.
Характеристика трала |
КМТ-4 |
КМТ-5 |
КМТ-4М |
КМТ-5М |
КМТ-6 |
КМТ-7 |
КМТ-8 |
КМТ-10 |
Скорость траления, км/ч |
8-12 |
8-12 |
6-12 |
6-12 |
6-14 |
До 12 |
До 15 |
До 15 |
Транспортная скорость, км/ч |
20-25 |
15-20 |
20-30 |
15-20 |
25-35 |
- |
25-35 |
20-25 |
Ширина траления, мм |
2x600 |
2x810 |
2x600 |
2x730 |
2x600 |
2x800 |
2x600 |
2x300 |
Вес трала, кг |
1100 |
7300 |
1100 |
7500 |
1000 |
7500 |
1000 |
450 |
Тип оснащаемой техники |
Т-54, Т-55 |
Т-54, Т-55 |
Т-54, Т-55, Т-62 |
Т-54, Т-55, Т-62 |
Т-55, Т-62, Т-64, Т-72, Т-80 |
Т-55, Т-62, Т-64, Т-72, Т-80 |
Т-55, Т-62, Т-64, Т-72, Т-80 |
БМП-1, БМП-2 |
Время монтажа трапа силами экипажа, мин |
30 |
180/45 |
15-20 |
210 |
90 |
210 |
90 |
60 |
Перевод трала, с |
5 |
30 |
5 |
30 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Аварийная отцепка, с |
5 |
5 |
3 |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Габариты трала, мм: |
||||||||
длинна |
3200 |
3200 |
3180 |
3180 |
1185 |
3450 |
1200 |
1295 |
ширина |
4000 |
4000^ |
3800 |
3800 |
3400 |
3950 |
3400 |
3200 |
высота |
В габаритах боевой машины |
Встроенный минный трал, установленный на танке Т-72. | Встроенный минный трал, смонтированный на БТР-Д. |