Минный трал КМТ-5А, смонтированный на танке Т-62.
Минный трал КМТ-5М, установленный на танке Т-62. |
Минный трал КМТ-5М. |
Конструктивно КМТ-4А и КМТ-5А представляли собой доработанные тралы КМТ-4 и КМТ-5 соответственно. Модернизация тралов была вызвана тем, что по условиям сохранения обзорности верхние платики на танке Т-62 располагались на 100 мм ниже платиков на Т-55 (Т-54). В связи с этим на КМТ-4А и КМТ-5А были изменены упоры механизмов подъема ножевых секций, а в КМТ-5А, кроме того, уменьшена длина соединительных тяг сцепного устройства и поддерживающих тросов.
На испытаниях выяснилось, что танки Т-55 (Т-54), оборудованные для навески тралов КМТ-4 и КМТ-5, не могут эксплуатироваться с тралами КМТ-5А и КМТ-4А. На танке Т-62 с установленным тралом КМТ-5А стрельба из пушки ограничивалась рамой трала в секторах с правой и с левой стороны от 12° до 30° и до угла снижения — 0°30'. Таким образом, стрельба со стабилизатором из Т-62 оказалась практически невозможной.
Дальнейшее совершенствование этих тралов было связано с применением на новых танках гусениц с резиново-металлическим шарниром (РМШ), обеспечением их эксплуатации с танками Т-54, Т-55, Т-62, Т-64, а также с необходимостью траления новых противотанковых мин типа ТМ-57, ТМ-62 и их модификаций.
В 1966 г. тралы КМТ-4 и КМТ-5 были модернизированы и приняты на снабжение Советской армии под индексами КМТ-4М («изделие 204») приказом НИВ МО №72 от 22.12.1966 г. и КМТ-5М («изделие 203») приказом НИВ МО №77 от 27.12.1966 г. После этого они могли применяться с танками Т-54Б, Т-55 и Т-62.
Необходимо отметить, что примерно в этот же период на вооружении армий зарубежных стран появились мины с магнитными датчиками цели. Соответственно, в конструкцию отечественных тралов были внесены соответствующие изменения. На последние образцы КМТ-5М начали внедрять электромагнитные приставки ЭМТ для траления мин с неконтактным датчиком цели.
Минный трал КМТ-4М, установленный на танке Т-54Б (слева — в транспортном положении, справа — в боевом).