Оглавление

SuPzTrl081.jpg
Секции легких колейных тралов со сменяемыми тралящими элементами Л-6 и Л-5.

SuPzTrl082.jpg SuPzTrl083.jpg

Секции легкого колейного трала со сменяемыми тралящими элементами Л-5 и Л-6.

В 1955 г. был разработан легкий колейный трал со сменяемыми тралящими элементами Л-4. Он также состоял из двух секций, каждая из которых включала раму, два-три рабочих органа, два-три амортизатора и ограничительный трос. Рабочий орган состоял из корпуса, установленного под углом 30-35° к поверхности, и двух сменных элементов (башмаков).

Общий вес трала составлял 6000 кг. Скорость траления достигала 4-12 км/ч. Ширина полосы траления — две колеи по 950 мм.

В ходе испытаний механизм замены тралящих элементов продемонстрировал работоспособность и высокую надежность.

В1956 г. были созданы и прошли испытания экспериментальные секции легких колейных тралов со сменяемыми тралящими элементами Л-5 и Л-6.

Скользящие противоминные тралы

Необходимо напомнить, что создание «боевых» тралов началось с открытия конкурса, организованного Инженерным комитетом СА в 1946 г. Поданные на конкурс конструктивные схемы представляли собой в основном проекты катковых колейных тралов. В варианте, предложенном А.В. Кравцевым, тралящим рабочим органом являлся скользящий элемент.

В результате испытаний было установлено, что давление, оказываемое рабочим органом на поверхность грунта, недостаточно для срабатывания мины ТМ-46. Дальнейшие работы с этим тралом велись в направлении увеличения массы тралящих элементов и повышения его взрывоустойчивости, но положительных результатов так и не принесли.

В 1954 г. в ОКБ НИИИ был спроектирован катково-скользящий трал КСТ. В следующем году его опытный образец изготовили на ОЗИВ.

Трал КСТ включал две секции, каждая из которых состояла из скользящего рабочего органа и двух катков, расположенных по обе стороны рабочего органа. Катки и скользящий рабочий орган соединялись между собой общей осью.

Сравнительно небольшой вес КСТ улучшал маневренность танка с тралом, а наличие наклонной лыжи повышало его проходимость. Основным недостатком этого трала являлась низкая взрывоустойчивость.

В том же году в ОКБ НИИИ разработали скользящий трал СКТ-1, состоявший из двух секций. Каждая секция включала четыре скользящих рабочих органа, расположенных на раме.

Рама и скользящий рабочий орган соединялись между собой общей осью.

Одновременно был спроектирован и изготовлен скользящий безрамный колейный трал СКТ-2, включавший две секции рабочих органов. Секция состояла из трех рабочих органов, каждый из которых был непосредственно соединен с танком с помощью оси и кронштейнов.

Трал СКТ-2 отличался хорошими копирующими свойствами. Но, как и прежде, взрывоустойчивость рабочих органов оставалась низкой.

В 1955 г. в результате модернизации СКТ-1 был разработан узкоколейный скользящий трал с двумя рабочими органами. Снижение веса повысило маневренные качества танка с тралом. Хотя усовершенствованный трал продемонстрировал хорошие тралящие качества, взрывоустойчивость рамы осталась недостаточной.

В результате дальнейшее развитие скользящих противоминных тралов было прекращено из-за принципиальной невозможности увеличения их взрывоустойчивости.

Характеристика трала

Н-1

Экспериментальный ножевой трал

Л-3

Л-4

КСТ

СКТ-1

СКТ-2

Скорость траления, км/ч

13

4-12

8-9

8-9

8-9

Транспортная скорость, км/ч

16

13

16

Ширина траления, мм

1x1300

2x1760

2x950

2x950

2x700

2x600

2x1000

Глубина траления, мм

150-300

250

Вес трала, кг

5000

4000

6000

5540

4700

3870

SuPzTrl084.jpg

Скользящий безрамный колейный трал СКТ-2.

SuPzTrl085.jpg SuPzTrl086.jpg
Рабочий орган К-62. Катково-скользящий безрамный трал КСТ.

SuPzTrl087.jpg SuPzTrl088.jpg
Скользящий трал СКТ-1 с четырьмя рабочими органами; справа — узкоколейный вариант СКТ-1 с двумя рабочими органами.

Оглавление