
 
Секции легкого колейного трала со сменяемыми тралящими элементами Л-5 и Л-6.
В 1955 г. был разработан легкий колейный трал со сменяемыми тралящими элементами Л-4. Он также состоял из двух секций, каждая из которых включала раму, два-три рабочих органа, два-три амортизатора и ограничительный трос. Рабочий орган состоял из корпуса, установленного под углом 30-35° к поверхности, и двух сменных элементов (башмаков).
Общий вес трала составлял 6000 кг. Скорость траления достигала 4-12 км/ч. Ширина полосы траления — две колеи по 950 мм.
В ходе испытаний механизм замены тралящих элементов продемонстрировал работоспособность и высокую надежность.
В1956 г. были созданы и прошли испытания экспериментальные секции легких колейных тралов со сменяемыми тралящими элементами Л-5 и Л-6.
Необходимо напомнить, что создание «боевых» тралов началось с открытия конкурса, организованного Инженерным комитетом СА в 1946 г. Поданные на конкурс конструктивные схемы представляли собой в основном проекты катковых колейных тралов. В варианте, предложенном А.В. Кравцевым, тралящим рабочим органом являлся скользящий элемент.
В результате испытаний было установлено, что давление, оказываемое рабочим органом на поверхность грунта, недостаточно для срабатывания мины ТМ-46. Дальнейшие работы с этим тралом велись в направлении увеличения массы тралящих элементов и повышения его взрывоустойчивости, но положительных результатов так и не принесли.
В 1954 г. в ОКБ НИИИ был спроектирован катково-скользящий трал КСТ. В следующем году его опытный образец изготовили на ОЗИВ.
Трал КСТ включал две секции, каждая из которых состояла из скользящего рабочего органа и двух катков, расположенных по обе стороны рабочего органа. Катки и скользящий рабочий орган соединялись между собой общей осью.
Сравнительно небольшой вес КСТ улучшал маневренность танка с тралом, а наличие наклонной лыжи повышало его проходимость. Основным недостатком этого трала являлась низкая взрывоустойчивость.
В том же году в ОКБ НИИИ разработали скользящий трал СКТ-1, состоявший из двух секций. Каждая секция включала четыре скользящих рабочих органа, расположенных на раме.
Рама и скользящий рабочий орган соединялись между собой общей осью.
Одновременно был спроектирован и изготовлен скользящий безрамный колейный трал СКТ-2, включавший две секции рабочих органов. Секция состояла из трех рабочих органов, каждый из которых был непосредственно соединен с танком с помощью оси и кронштейнов.
Трал СКТ-2 отличался хорошими копирующими свойствами. Но, как и прежде, взрывоустойчивость рабочих органов оставалась низкой.
В 1955 г. в результате модернизации СКТ-1 был разработан узкоколейный скользящий трал с двумя рабочими органами. Снижение веса повысило маневренные качества танка с тралом. Хотя усовершенствованный трал продемонстрировал хорошие тралящие качества, взрывоустойчивость рамы осталась недостаточной.
В результате дальнейшее развитие скользящих противоминных тралов было прекращено из-за принципиальной невозможности увеличения их взрывоустойчивости.
| 
 Характеристика трала  | 
 Н-1  | 
 Экспериментальный ножевой трал  | 
 Л-3  | 
 Л-4  | 
 КСТ  | 
 СКТ-1  | 
 СКТ-2  | 
| 
 Скорость траления, км/ч  | 
 —  | 
 —  | 
 13  | 
 4-12  | 
 8-9  | 
 8-9  | 
 8-9  | 
| 
 Транспортная скорость, км/ч  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 16  | 
 13  | 
 16  | 
| 
 Ширина траления, мм  | 
 1x1300  | 
 2x1760  | 
 2x950  | 
 2x950  | 
 2x700  | 
 2x600  | 
 2x1000  | 
| 
 Глубина траления, мм  | 
 150-300  | 
 250  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
| 
 Вес трала, кг  | 
 —  | 
 5000  | 
 4000  | 
 6000  | 
 5540  | 
 4700  | 
 3870  | 

Скользящий безрамный колейный трал СКТ-2.
![]()  | 
								
![]()  | 
				
| Рабочий орган К-62. | Катково-скользящий безрамный трал КСТ. |