Оглавление

Глава 3. Применение противоминных тралов при сплошной очистке местности от взрывоопасных предметов после Великой Отечественной войны 

В послевоенный период работы по созданию противоминных тралов велись в двух направлениях: развитие средств преодоления минных полей для боевой техники и создание средств для сплошной очистки местности от взрывоопасных предметов (ВОП), по терминологии тех лет — «сплошного разминирования местности».

Изначально сплошная очистка местности от ВОП проводилась вручную. Помимо низкой производительности, этот способ приводил к довольно значительным людским потерям. В связи с этим возникла необходимость механизации работ по сплошной очистке местности от ВОП.

В1948 г. по инициативе заместителя начальника Инженерных войск началась разработка тралов для сплошного разминирования. Проектирование тралов было возложено на Центральный проектный инженерный институт (ЦПИИ) СА, который к февралю 1949 г. передал для изготовления Экспериментальному заводу инженерного вооружения СА пять проектов: четыре — тралы ножевого типа и один — трал плужного типа. Все предложенные тралы являлись прицепными, что было одобрено Инженерным комитетом СА.

В качестве тягача предполагалось использовать средний танк. Для предотвращения подрыва танка-тягача при движении по минированной местности на него должен был штатно навешиваться катковый трал.

SuPzTrl025.jpg SuPzTrl028.jpg

Ножевые тралы сплошного разминирования Т-1 и Т-2.

В 1949 г. были проведены испытания опытных ножевых тралов в районе г. Тбилиси.

Трал Т-1 состоял из рамы, щек, семи ножей, прицепного устройства и направляющих полос с вертушками. Рама трала представляла собой сварную конструкцию, включавшую две полосы броневой стали толщиной 60 мм. На раме крепились щеки, в которых монтировались два вала с насаженными на них ножами трала.

Трал Т-2 состоял из рамы, щек, ножей, направляющих полос и прицепного устройства. Рама трала включала две полосы броневой стали толщиной 60 мм, раскосы и тяговую планку. На раме монтировались щеки, между которыми устанавливались стяжки. На стяжках с помощью распорных втулок фиксировались ножи трала, располагавшиеся в три ряда в шахматном порядке. На растяжках заднего ряда ножей в горизонтальном положении крепились направляющие полосы.

Трал Т-3 состоял из рамы, ножей, катков, прицепного устройства и дисковых ножей с приводным устройством. Рама трала включала две броневые полосы толщиной 60 мм, соединенные между собой траверсой. На раме монтировалось прицепное устройство и две щеки. В щеках трала фиксировались два вала, на которые насаживались восемь ножей, устанавливавшиеся в один ряд с равным промежутками. В средней части шеек размещались два катка — на них опирался трал в процессе работы. По ободу каждого катка приваривались шпоры (уголки), улучшавшие сцепление катков с грунтом. На оси катков и на вал дисковых ножей насаживались звездочки, на которых надевались приводные цепи, передававшие вращение от катков к дисковым ножам.

Оглавление