Конструкция трала имела ряд существенных недостатков:
- нагребание грунта (снега) катками при движении по слабым грунтам (снежной целине);
- недостаточная взрывоустойчивость.
К положительным качествам можно было отнести небольшой вес и перераспределение части веса танка через пружинные амортизаторы.
В результате проведенных испытаний была установлена недостаточная прочность катков трала при подрыве на минах. После подрыва 3-4 мин под одной кареткой трала катки требовали замены.
Первоначально рабочий орган трала состоял из широких катков, не обеспечивающих надлежащее копирование микрорельефа местности, что приводило к пропуску мин. Анализ результатов опытов позволил выработать рациональное техническое решение трала. Рабочий орган трала выполнили из нескольких дисков (катков), что обеспечивало копирование неровностей рельефа местности и требуемую чистоту траления.
Катковый противоминный трал для танка Т-28 был разработан опытным заводом НАТИ в г. Москве в 1938 г. Опытные образцы прошли испытания в мае-июне 1939 г. на НИБТ полигоне.
Катковый противоминный трал мог устанавливаться как на линейные танки, так и на инженерный танк ИТ-28 без переделки корпуса машины. Трал выдерживал 2-3 взрыва противотанковых мин с массой взрывчатого вещества 2,6 кг. По результатам испытаний потребовалось доработать конструкцию трала с целью повышения его живучести (10-15 взрывов под кареткой трала) и улучшения маневренности машины с установленным тралом. Было рекомендовано изготовить 2-3 опытных образца для проведения в 1940 г. повторных полигонных испытаний в летних и зимних условиях.
Проведенные испытания тралов продемонстрировали преимущество каткового (нажимного) траления. Одновременно был получен большой опыт в развитии тралов других принципов действия.
Советско-финская война особо остро поставила вопрос о создании средств преодоления минных полей. В ходе ведения боевых действий выявилась большая насыщенность оборонительной полосы минными полями, что потребовало для обеспечения успешного проведения операций применения противоминных тралов танковыми частями и соединениями. К сожалению, к началу Великой Отечественной войны количество таких средств в войсках было невелико.
Характеристика трала |
Ножевой трал для Т-26 (1 вариант) |
Ножевой трал для Т-26 (2 вариант) |
Бойковый трал для Т-26 |
Бойковый трал для Т-28 |
Катковый трал для Т-26 |
Катковый трал для Т-28 |
Скорость траления, км/ч |
5 |
5 |
5-6 |
10-15 |
5-3 |
10-12 |
Ширина траления, мм |
— |
— |
2x600 |
3 500 |
2x480 |
2x500 |
Глубина траления, мм |
250 |
250 |
до 100 |
до 100 |
— |
— |
Вес трала, кг |
200 |
200 |
7200 |
— |
1886 |
2336 |
Время монтажа трала силами экипажа, мин |
30 |
20-25 |
90 |
- |
60 |
80 |
Перевод трала |
Без выхода экипажа |
Без выхода экипажа |
С выходом экипажа |
С выходом экипажа |
Без выхода экипажа |
Без выхода экипажа |
Аварийная отцепка |
Невозможна |
Невозможна |
Невозможна |
Невозможна |
Невозможна |
Невозможна |
Габариты трала с танком, мм: |
||||||
длинна |
6760 |
6760 |
5740 |
— |
5900 |
8600 |
ширина |
2740 |
2740 |
2680 |
— |
2770 |
3300 |
высота |
2240 |
2240 |
2240 |
— |
2240 |
2620 |
Испытания противоминного трала каткового типа на танке Т-28 (подрыв на мине).
Противоминный трал каткового типа, смонтированный на танке Т-28.