Оглавление

SovPzInd050.jpg SovPzInd052.jpg SovPzInd053.jpg SovPzInd054.jpg
Д.Ф.Устинов.

С.А. Зверев.

В.Я. Нежлукто.

Е.А. Зубов.

В 1953—1956 гг. вопросы координации деятельности оборонных отраслей промышленности курировали заместители председателя Совета Министров СССР — Н.А. Булганин, В.А. Малышев, М.З. Сабуров и М.В. Хруничев. Общее наблюдение и решение принципиальных и межотраслевых вопросов оборонных отраслей промышленности и Министерства обороны осуществляло Бюро Совмина СССР.

В декабре 1956 г. функции руководства оборонными отраслями промышленности перешли к Госэкономкомиссии, которая фактически стала предшественницей Военно-промышленной комиссии. Госэкономкомиссия готовила предложения по вопросам военной техники, осуществляла оперативное руководство оборонными отраслями, издавала распоряжения и постановления в области промышленности, обязательные к исполнению. Комиссия просуществовала целый год и в декабре 1957 г. была ликвидирована.

В том же 1957 г. танковую промышленность выделили из состава МТрМ и включили в Министерство оборонной промышленности как 12-е ГУ (министр — Д.Ф. Устинов, начальник ГУ — Н.А. Кучеренко). В то же время некоторые заводы, производившие БД по-прежнему входили в состав других министерств. А основные танковые заводы оборонпрома параллельно выпускали важную народнохозяйственную продукцию: ЛКЗ — тракторы (вначале гусеничные трелевочные, а затем, с 1960-х гг., — мощные колесные тракторы «Кировец»), ЧКЗ-ЧТЗ — промышленные гусеничные тракторы, УВЗ — грузовые вагоны, Харьковское ПО «Завод им. Малышева» — магистральные тепловозы.

Постановлением правительства от 6 декабря 1957 г. был образован Государственный комитет Совета Министров СССР по оборонной технике (ГКОТ), в структуре которого продолжало функционировать 12-е ГУ. Основными функциями ГКОТ являлись: определение основных направлений создания новой техники, руководство научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, разработка новых видов военной техники, принятие совместных с территориальными совнархозами мер по устранению дефектов и недостатков, выявленных в процессе эксплуатации образцов. Заводы отрасли по территориальному принципу входили в состав Советов народного хозяйства экономических — административных районов СССР.

Министром, непосредственно руководившим танкостроением и в ГКОТ, и в МОП в течение 15 лет (до 1978 г.), был Сергей Алексеевич Зверев. В 1979 г. министром стал П.В. Финогенов, затем — С.П. Чернов.

В 1965 г. восстановили структуру отраслевой подчиненности заводов, НИИ и КБ танкостроения Министерству оборонной промышленности. В его составе образовали два главка: 7-е и позднее — 6-е ГУ. Между ними распределили заводы-изготовители военных гусеничных машин (ВГМ). 7-е ГУ (Главтанк) возглавляли Н.А. Кучеренко (до 1969 г.), М.И. Маресев (до 1974 г.), В.Я. Нежлукто (до 1989 г.). Затем танковым главком руководил A.M. Рычков. 6-е ГУ длительное время возглавлял Е.А. Зубов. В решении конкретных вопросов танкового производства непосредственное участие принимали заместители министра А.И. Крицын, Ж.Я. Котин и М.А. Захаров. В целом танкостроение входило в круг обязанностей первого заместителя министра оборонной промышленности. Таковыми были на протяжении ряда лет В.В. Бахирев, Е.П. Шкурко, О.Ф. Ларченко, Л.А. Воронин.

Заводы тракторной промышленности — разработчики и изготовители военных гусеничных машин (ЧТЗ, ВгТЗ, ХТЗ) входили в состав Минсельхозмаша. А всего в процессе производства ВГМ было задействовано около 180 предприятий страны [1].

SovPzInd051.jpg

В.Н. Венедиктов, В.К. Байдаков, Л.А. Вайсбурд и Л.Н. Карцев.

Военно-промышленная комиссия (ВПК), образованная в 1938 г. как функциональный аппарат при Комитете обороны, была воссоздана в 1957 г. под наименованием Комиссия Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам. С 1957 г. ее последовательно возглавляли Дмитрий Федорович Устинов (1957-1963 гг.), Леонид Васильевич Смирнов (1963-1985 гг.), Юрий Дмитриевич Маслюков (1985-1988 гг.), Игорь Сергеевич Белоусов (1988-1991 гг.), зампреды Совета Министров СССР.

Как отмечал сотрудник аппарата ВПК Ю.П. Костенко, характерной особенностью производства БТТ в 1960-1980-е гг. являлась чрезвычайно широкая номенклатура изделий. К ним относились, в частности, специальные инженерные машины на гусеничных базах (минные заградители, машины разминирования и разграждения), бронированные ремонтно-эвакуационные машины и мостоукладчики, стартовые агрегаты ракетных комплексов и технологические машины ракетных войск, а также мощные многоцелевые транспортеры-тягачи, плавающие (десантные) транспортеры и паромно-мостовые машины. В 1970-е гг. в системе вооружения Сухопутных войск получила широкое развитие самоходная артиллерия различных категорий по назначению, калибрам и по массе, создавались подвижные наблюдательные и командные пункты, штабные машины, машины связи и управления. Появились небронированные двухзвенные плавающие и неплавающие транспортеры особо высокой проходимости.

Но основное внимание по-прежнему уделялось танкостроению. Еще в начале 1960-х гг. были предприняты попытки создать танки с принципиально новыми решениями повышения подвижности, а также оснащенные защитой от оружия массового поражения. Исследовались возможности применения принципов движения по воде на подводных крыльях и на так называемой «воздушной подушке». Было спроектировано оборудование для подводного вождения танков. Создан опытный образец четырехгусеничного танка высокой проходимости. Найдены новые решения в области защиты танков — и пассивно-баллистической, и активной. Особо остро ставился вопрос оптимизации танкового вооружения — начиная с «модного» в 1960-е гг. ракетного и совмещенного пушечно-ракетного (с запуском управляемой и/или неуправляемой противотанковой ракеты через ствол) вплоть до традиционного, артиллерийского. Это потребовало уделить первостепенное внимание созданию современных систем управления огнем (СУО).

По всем перечисленным направлениям (и не только по ним) координирующие и контролирующие функции осуществлял аппарат ВПК, нацеленный на конкретную тематику работ, выполняемых головными НИИ и КБ оборонного комплекса. При этом следует подчеркнуть, что ВПК постоянно осуществлял необходимое взаимодействие военных и промышленных структур.

Оглавление