Т-бюро начинало свою деятельность с разработки тактико-технических требований к перспективным боевым машинам, определения их типажа, проработки эскизно-технических проектов танков. Бюро было малочисленным: в январе 1930 г. в нем насчитывалось всего 24 сотрудника.
От военного ведомства в качестве заказчика выступало Военно-техническое управление РККА (1924-1929 гг.).
Конкретным результатом деятельности Т-бюро стала конструкция полкового танка Т-16, переданная для доработки и изготовления на завод «Большевик» (начальник КБ — Н.Н. Магдесиев) [10]. Усовершенствованный танк Т-18 в 1927 г. приняли к серийному производству и на вооружение как МС-1 — «малый сопровождения». Завод «Большевик», также входивший в систему ОАТ, был выбран вследствие удачного сочетания имевшихся возможностей и богатых традиций: на заводе было освоено производство гусеничных тракторов, авиационных двигателей, артиллерийское и высококачественное металлургическое производства.
В 1928 г. Т-бюро ОАТ выполнило проект среднего танка Т-1-12, названного «маневренным». Его дорабатывали при участии конструкторов завода «Большевик» и передали в Харьков на паровозостроительный завод им. Коминтерна для организации серийного производства. Еще в годы Гражданской войны там ремонтировались трофейные танки, а к этому времени завод изготавливал паровозы, тракторы, имелось и производство тяжелых дизелей. Но организовать серийный выпуск усовершенствованного маневренного танка Т-24 не удалось из-за его низкой надежности.
Поставленные перед промышленностью во второй половине 1920-х гг. задачи ускоренной моторизации армии и насыщения ее танками сдерживались вследствие ряда причин. Одной из них было отсутствие у единственного в стране конструкторского бюро специальной подготовки и необходимого опыта в области танкостроения. Поэтому в повестку дня был включен вопрос об официальном приглашении иностранных специалистов на работу в СССР. Необходимо отметить, что еще с 1926 г., в Казани в обстановке полной секретности была образована совместная советско-германская школа, где происходило обучение и осуществлялся обмен опытом в области создания и применения бронетанковой техники [11].
Танк МС-1. |
Танк Т-24. |
Танк Гроте. |
В СССР в качестве консультантов по контрактам были приглашены известные в то время специалисты — Фольмер, Гроте, Титц и другие [12]. Экспериментальный «тяжелый» танк конструкции Гроте в 1931 г. изготовили в одном экземпляре в цехах завода «Большевик». Однако на этом сотрудничество закончилось как бесперспективное.
Первые весьма скромные успехи отечественного танкостроения дали основание Реввоенсовету (РВС) СССР рассмотреть вопрос «О системе танко-тракторо-автоброневооружения». 17—18 июля 1929 г. было принято решение о производстве для нужд Красной Армии танкетки, малого, среднего, большого (тяжелого) и мостового танков. 11 декабря 1929 г. нарком по военным и морским делам (одновременно — председатель РВС СССР) утвердил мобилизационную заявку недавно образованного Управления моторизации и механизации (УММ) РККА на ближайшие четыре года, определившую поставки промышленностью танков в соответствии с существующей потребностью (табл. 1) [13].
Таблица 1 |
||||
Наименование |
1929-1930 |
1930-1931 |
1931-1932 |
1932-1933 |
Танков малых |
2452 |
4400 |
6816 |
8280 |
Танков средних |
2472 |
3480 |
5496 |
6048 |
Танков больших |
— |
— |
200 |
800 |
Мобплановое управление ВСНХ в связи с резким возрастанием количества заказанных танков сочло необходимым привлечь к их производству следующие заводы:
- по малому танку: «Большевик», Мотовилихинский (г. Пермь) и Уральский тракторный (еще проектировавшийся. — Прим. авт.);
- по среднему танку: Харьковский паровозостроительный и «Профинтерн» (г. Брянск);
- по тяжелому танку: «Большевик».
УММ в целях кооперирования предполагало в качестве баз для расширения танкостроения использовать тракторные заводы, строившиеся в начале 1930-х гг. Предусматривалось также построить специальный завод танковых двигателей и создать при заводе «Большевик» специальный опытный отдел, обеспеченный необходимыми квалифицированными кадрами и оборудованием.
На момент принятия заявки выпуск танков МС-1 начался лишь на «Большевике», программа которого на 1929-1930 гг. составляла 340 машин. Так как заявка на танки, выданная РВС СССР, была абсолютно невыполнима, план заказов на ближайшее четырехлетие серьезно скорректировали (табл. 2).
Таблица 2 |
|||||
Наименование |
1929-1930 |
1930-1931 |
1931-1932 |
1932-1933 |
Всего |
Танков малых |
300 |
665 |
800 |
1170 |
2935 |
Танков средних |
30 |
300 |
1000 |
1100 |
2430 |
Танков больших |
10 |
190 |
375 |
525 |
1100 |
Поскольку избранная форма сотрудничества с иностранными специалистами ожидаемых результатов не принесла, в начале 1930-х гг. были закуплены некоторые образцы зарубежной техники для прямого заимствования их конструкций и организации производства аналогов этих машин на отечественных заводах. Так, на основе полученных из Англии и США машин вскоре спроектировали и подготовили к производству образцы БТТ первого поколения: танкетку Т-27 (прототип — «Карден-Лойд»), легкие танки Т-26 («Виккерс») и БТ (Кристи). К ним добавились машины, разработанные со значительным заимствованием западных идей: трехбашенный Т-28, пятибашенный Т-35 и танк-амфибия Т-37 (Т-33, прототип — «Карден-Лойд»).
В 1929 г. вынашивалась идея создания при ГВПУ единого танкового конструкторско-исследовательского центра с мощной производственной базой. Как один из возможных вариантов рассматривалась организация ЦКБ по танкам и автобронемашинам на базе НАМИ в Москве [14]. В1931 г. ВСНХ считал необходимым возложить эти функции на НАТИ [15].