И.В. Бах
Использованы фото из архивов М. Павлова, А. Хлопотова, автора и Музея трудовой и боевой славы ООО«ЧТЗ-Уралтрак».
Игорь Вадимович Бах родился в Москве в 1924 г. В 1941 г. окончил девять классов средней школы. С октября 1941 г. по декабрь 1945 г. работал на Челябинском Кировском заводе слесарем-медником и сборщиком.
В 1946-1951 гг. учился в МВТУ им. Баумана. Инженерную деятельность начал в ЦНИИТМАШ, с 1955 г. работал во ВНИИ-100 — ВНИИТРАНСМАШ в должностях от ведущего конструктора до начальника КБ и отдела. Участвовал в разработке концепции ряда перспективных объектов (арттягачей, колесных машин высокой проходимости, БМП). С 1967 г. занимался информационным обеспечением тематики института, систематизацией и анализом характеристик отечественной и зарубежной техники, а также историей отрасли.
С 1993 г. на пенсии.
Автор ряда отраслевых изданий: справочников, монографий и книг.
Бронетанковая техника (БТТ) и прежде всего танки — это массовое механизированное средство боя, получившее распространение начиная с Первой мировой войны. Как свидетельствует отечественная история, танковое производство с 1919 г. становилось все более необходимым в интересах обеспечения обороноспособности Советской республики. Вначале танкостроение развертывалось в недрах Главвоенпрома на фоне параллельного решения конструкторско-производственных вопросов и оперативно-тактических проблем применения и последовавших за ними организационно-технических вопросов комплектования, обучения и тылового обеспечения танковых войск. Первый опыт изготовления отечественных танков завершился сборкой полукустарным способом 15 машин на Сормовском заводе и передачей их на вооружение Красной Армии в 1920-1921 гг.
Стабильное производство танков требовало структурирования танкостроения как обособленной отрасли машиностроения. Таким органом стал сформированный в 1932 г. Всесоюзный трест специального машиностроения, образованный в недрах ВСНХ и вошедший затем в структуру Наркомата тяжелой промышленности (нарком — Г.К. Орджоникидзе).
С 1937 г. с образованием Наркомоборонпрома танковыми вопросами занималось 8-е Главное управление (ГУ) этого наркомата. С созданием в 1939 г. Наркомата среднего машиностроения (ведавшего автотракторным производством и вагоностроением) 8-е ГУ было преобразовано в Главспецмаш. В прямом подчинении у главка находился ряд машиностроительных заводов. За все годы производства до начала войны в Красную Армию было поставлено около 30 тыс. танков.
Признавая первостепенную важность танкового вооружения для обеспечения обороноспособности СССР, в сентябре 1941 г. был образован Наркомтанкопром, который возглавил В.А. Малышев, одновременно являвшийся заместителем Председателя Совнаркома СССР. До 1943 г. танковую отрасль курировал Первый заместитель Председателя Государственного комитета обороны В.М. Молотов, а с 1943 г. — Л.П. Берия. За период войны на вооружение Советской Армии поступило порядка 100 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок, произведенных в основном на новых местах.
Послевоенное танкостроение характеризовалось непрерывным расширением номенклатуры БТТ. К производству привлекались заводы ряда министерств. Основные координирующие и производственные функции осуществляло вначале Министерство транспортного машиностроения. В1957 г. танкостроение перешло в ведение Миноборонпрома. В течение нескольких лет функционировал Государственный комитет Совета Министров СССР по оборонной технике, где решались в основном вопросы технической политики, а производство было рассредоточено по совнархозам. После устранения совнархозов в 1966-1967гг. ряд танковых заводов возвратили в Миноборонпром, но танкостроение осуществлялось и на заводах Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения и др. Кроме танков, выпускались военные гусеничные машины (ВГМ) различного назначения.
Производство машин типа танк — весьма своеобразная по сложной совокупности специфика производства. Во-первых, танк является оптимальным сочетанием трех начал: подвижности, вооруженности и защищенности. Причем приоритет чему-либо одному отдать нельзя. Вся история танкостроения является поиском оптимального сочетания этих качеств.
Среда движения танка — одна из самых многообразных по своим физическим свойствам, многократно более сложная, чем среда движения большинства других транспортных средств.
Если говорить об огневой мощи, то танк до сих пор является носителем огнестрельного ствольного оружия. И ожидать в обозримый период принципиальных изменений вряд ли возможно.
Бронирование танков является предметом постоянного пристального внимания конструкторов, технологов и металлургов, а в связи с появлением активной защиты — и специалистов других отраслей производства.
Не случайно в период освоения производства танков, исходя из многообразия конструктивных факторов, в согласии с которыми выбирались те или иные производственные структуры, однозначно остановиться на определенном типе предприятий порой было затруднительно. Предпочтение отдавалось многопрофильным заводам, с оснащенностью и производственными мощностями, соответствующими классу машин по габаритам, весу, типоразмеру узлов и агрегатов.
В начальный период существования Советской России ни экономических, ни технических предпосылок для становления и развития танкостроения как самостоятельной отрасли индустрии не было. Производство танков, учитывая их конструктивные особенности, на рубеже 1920-х гг. мог осуществлять ограниченный круг машиностроительных заводов. К их числу относились прежде всего предприятия транспортного машиностроения: Путиловский, Харьковский паровозостроительный, Сормовский, Коломенский, Брянский, Луганский и некоторые другие заводы. Достаточно подготовленными с производственной точки зрения были и артиллерийские заводы: Обуховский и Пермский (Мотовилиха). Основным препятствием для развертывания выпуска танков в тот период являлись значительные экономические трудности, а также отсутствие надлежащих кадров, в том числе конструкторов. О создании новых и о перепрофилировании на танкостроение заводов иных отраслей машиностроения до начала 1930-х гг. не могло быть и речи.