ТВОРЦЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ
П. И. Кириченко
Использованы фото из архивов автора и М. Павлова.
Шашмурин. Фамилия звучит довольно странно. Такое впечатление, как будто нечаянно переставлены согласные буквы. Даже компьютер воспринимает ее как ошибку, подчеркивая красной линией.
В Интернете есть такая услуга - расшифровка фоносемантического, проще говоря, звукосмыслового значения той или иной фамилии. Я отнюдь не склонен доверять подобного рода психолингвистическим толкованиям, тяготеющим к мистицизму. И все же, разбирает любопытство узнать, что авторы этого загадочного сайта вкладывают в смысл столь необычной фамилии?
Что ж, посмотрим.
Оказывается, что из полного набора 32 красок, составляющих весь спектр возможных фоносемантических значений любой фамилии, для звучания фамилии «Шашмурин» авторы сайта выделяют лишь шесть наиболее характерных признаков: тусклый, темный, страшный, тихий, низменный и печальный.
Согласитесь, что носителю фамилии со столь сумрачными признаками непросто проявить себя в прямо противоположном облике - как личность яркую, светлую, привлекательную, звучную, одухотворенную и оптимистичную. Тем не менее, именно такое впечатление производил Николай Федорович на окружающих, в том числе на автора этой статьи. При непосредственном общении с ним мне пришлось в который раз убедиться в истинности утверждения, что не имя красит человека, а человек имя.
У широкой общественности фамилия танкового конструктора Шашмурина не была на слуху подобно таким, выражаясь по-современному, «брендам», как Кошкин, Морозов, Котин и еще две-три наиболее популярные фамилии их знаменитых коллег. Но среди сотрудников танкостроительной отрасли и в военных кругах, связанных с ней, Шашмурин был хорошо известен и пользовался большим уважением. И лишь в последнее время, благодаря появлению многочисленных публикаций, мир узнал об этом незаурядном человеке, о необычайно широком диапазоне его деятельности как творца отечественной бронетанковой техники.
Ж.Я. Котин. | Н.Ф. Шашмурин. | Н.В. Цейц. | Н.В. Барыков. |
По происхождению Николай Федорович - коренной петербуржец. Дата его рождения - 26 июня 1910 г. Непростые жизненные обстоятельства стали причиной его пребывания в интернатах, раннего приобщения к самостоятельному труду. В пятнадцатилетнем возрасте вместе со своими школьными друзьями он сумел изготовить аэросани. Не игрушку, не модель, а настоящие, действующие аэросани! Может быть, именно тогда у Николая и возникло еще не до конца осознанное стремление к тому, что позднее было четко сформулировано и реализовано в разработанной им концепции конструирования «по предельным параметрам».
В двадцать лет Николай поступает в Ленинградский индустриальный институт, готовивший инженерные кадры для промышленности и специалистов по механизации сельского хозяйства. По завершении учебы молодой инженер-механик был направлен по распределению в один из районов Сибири. Однако тяга к научной деятельности привела его в 1937 г. в аспирантуру на кафедру тракторов родного института. Здесь, работая над диссертацией, он вместе с конструкторами Кировского завода участвует в создании пропашного гусеничного трактора.
К этому времени на Кировском заводе уже функционировало танковое производство. Еще с осени 1932 г. на заводе, носившем тогда название «Красный Путиловец», был освоен серийный выпуск трехбашенных средних танков Т-28, разработанных в 1931 г. в Опытном конструкторском механическом отделе (ОКМО) Ленинградского Машиностроительного завода №174 им. Ворошилова. Начальником ОКМО был Н.В. Барыков, а ведущим конструктором проекта Т-28 - талантливый инженер Н.В. Цейц.
В период освоения серийного производства танка на заводе «Красный Путиловец» Н.В. Барыков и Н.В. Цейц оказали заводчанам неоценимую помощь. Для постоянного конструкторского сопровождения серийного выпуска танков была создана специальная группа при техническом отделе заводоуправления. В 1934 г. эта группа была преобразована в специальное конструкторское бюро СКБ-2. Руководство этим бюро по непосредственному указанию С.М. Кирова было возложено на опытного конструктора и производственника О.М. Иванова. В мае 1937 г. его сменил 29-летний Ж.Я. Котин. В те годы численность сотрудников СКБ-2 составляла всего 25 человек, ютившихся в скромном одноэтажном заводском здании с деревянной надстройкой.
Котин понимал, что задача бюро не должна ограничиваться конструкторским сопровождением серийного производства средних танков Т-28 и их модернизацией. Перспективу танкового производства на Кировском заводе и своего коллектива он видел в разработке конструкции и освоении выпуска более совершенных и мощных боевых машин - тяжелых танков. Будучи человеком энергичным, инициативным и настойчивым, новый начальник СКБ-2 сумел добиться поддержки местного и центрального руководства, организационно усилить свой коллектив за счет опытных конструкторов и талантливых молодых энтузиастов и, что особенно важно, установить тесное деловое сотрудничество с производственниками.