Александр Кириндас
Использованы иллюстративные и документальные материалы ГАРФ, РГАЭ, РГАКФД, НММ Н.Е. Жуковского, частных коллекций.
Аэросани являлись сезонным зимним транспортом, пребывая около полугода в бездействии, поэтому тематика ЗиМВТ не ограничивалась только их разработкой. Важной составляющей работ коллектива являлось проектирование глиссеров. При этом география их применения была весьма обширна.
Пассажирский глиссер-корабль ОСГА-25 «Экспресс».
Организации секции ЗиВМТ «Автодора» непосредственно предшествовало появление в «Осоавихиме» инициативной группы, занимавшейся вопросами скоростного судостроения. Данной группой совместно с ЦАГИ был проведен пробег глиссеров института из Москвы в Ленинград. К зиме 1927—1928 гг. группа приняла решение о проектировании глиссера, пригодного для изготовления низовыми ячейками «Осоавиахима». Конструктором глиссера, названного ДМ-1, стал т. Мещерин.
В связи с организацией общества «Автодор» все разработки зимнего и водно-моторного транспорта должны были сосредоточиться в данной организации. По смете «Осоавиахима» стоимость «глиссера для кружковых организаций» составляла 5800 руб. На тот момент времени вновь организованный «Автодор» еще не располагал необходимыми денежными средствами, поэтому в январе 1928 г. по предложению инженера Бойкова работы заморозили. Только в январе 1929 г. принимается решение о начале постройки глиссера ячейкой «Автодора» №89 при ВХТИ (Высшем художественно-технологическом институте).
Учитывая, что коллектив ВХГИ имел требуемые производственные возможности и квалифицированный техперсонал было признано необходимым выделить 500 руб. для оплаты рабочей силы, задействованной в постройке глиссера. Столь существенное снижение стоимости работ по глиссеру объяснялось тем, что в данную сумму не входила оплата труда проектировщиков, а строители трудились практически на чистом энтузиазме. В августе 1929 г. в «Автодоре» был заслушан доклад о глиссере коллектива №89, в результате рассмотрения которого приняли решение назначить комиссию «по выяснению вопроса о глиссере». Комиссии поручалось «выяснить возможность серьезного испытания глиссера в навигацию 29 г. и составить смету на необходимые для этого доделки и оборудование глиссера».
В следующем месяце обсуждался вопрос об испытании глиссера ДМ-1, в связи с чем в «Автодоре» приняли решение «выделить на ремонт200 руб., командировочные 200 руб., на непредвиденное 200 руб. Просить УВВС РККА отпустить авиационное горючее и смазочное, потребное для испытаний. В комиссию выделить тт. Бойкова, Емельянова, Елагина, Карпова, Мещерина, Неверова».
Глиссер ДМ-1, как первая разработка «Автодора», был переименован в «Автодор-1» или А-1. В дальнейшем глиссер участвовал в «Первом звездном походе», выставке и во многих других мероприятиях.
Старт Первого звездного похода в июне 1930 г. Возле глиссерной станции в Нижнем Новгороде видны глиссеры А-4 «Чувашский», А-1 (ДМ-1) и А-3 военный (еще без надстройки).