Оглавление

RuAviGun136.jpg RuAviGun138.jpg RuAviGun137.jpg
Авиационный автоматический гранатомет АГ-17А.
RuAviGun141.jpg RuAviGun143.jpg RuAviGun139.jpg
Четырехствольный пулемет ГШГ-7,62 конструкции Грязева-Шипунова-Глаголева.
RuAviGun142.jpg Стрельба из пушки 2А42 вертолета Ка-52. RuAviGun140.jpg
Стрельба из пушки 2А42 вертолета Ка-50.   Пулемет ГШГ-7,62 в установке вертолета Ка-29 управляется штурманом-оператором и размещается под открывающейся створкой.

Этой же пушкой может быть оснащен десантно-штурмовой вертолет Ка-29, где она монтируется в неподвижной установке слева по борту, с подачей патронных лент через окно из фюзеляжа. Пушка 2А42, использующая затвор поршневого типа с копирным механизмом отпирания-запирания и безударным досыланием патрона, показала рекордные характеристики по надежности. Если для НР-30 при испытаниях допускалось 0,2% задержек от общего числа выстрелов, то при сдаче на вооружение 2А42 в 1985 г. разработчики предложили смелый эксперимент: для подтверждения заданной живучести в 6000 выстрелов на шести полигонах в разных климатических условиях из дюжины пушек были отстреляны 72 тыс. патронов -все без единой задержки.

«Ложкой дегтя» стало лишь то, что полной унификации артсистем по боеприпасам достичь так и не удалось. Авиационные пушки использовали патроны с электрокапсюлем, однако ГРАУ, заведовавшее боеприпасами к вооружению Сухопутных войск, настаивало на сохранении традиционного ударного воспламенения как более надежного при обесточивании машины и позволяющего открыть огонь даже с использованием мускульной силы экипажа. Доводы о том, что для срабатывания электрокапсюля достаточно даже батарейки от карманного фонарика, успеха не имели, и задуманный единым патрон калибра 30 мм пошел в производство в двух комплектациях - с ударным капсюлем для армии и с электровоспламенением для авиации и флота.

Для усиления огневой мощи вертолетов была разработана подвесная установка ГУВ (гондола универсальная вертолетная, 9А669) в двух комплектациях вооружения. В ней могут устанавливаться пулемет ЯкБ-12,7 и два 7,62-мм пулемета ГШГ-7,62 или автоматический гранатомета АГ-17А «Пламя-А» с ленточным питанием. На Ка-29 и Ми-24 могут быть подвешены до четырех пулеметных контейнеров ГУВ или двух гранатометных.

Гранатомет АГ-17А (216П-А, 9А800) является авиационным вариантом пехотного гранатомета АТС-17 «Пламя» и представляет собой короткоствольную пушку (длина ствола 300 мм) с отдачей свободного массивного затвора. Стрельба ведется осколочными гранатами с контактным высокочувствительным взрывателем, предназначенными для действия по живой силе противника; поражающие элементы создаются навитой внутри насеченной стальной лентой. Такое же назначение имеет четырехствольный пулемет ГШГ-7,62 (изделие 9А622), созданный в тульском КБП под руководством Е.Г. Глаголева (принят на вооружение в 1980 г.). Конструктивно он подобен ЯкБ-12,7, имея газовый надствольный привод автоматики, обеспечивающий как разгон стволов, так и работу на установившемся режиме. Питание ГШГ-7,62 производится штатными «винтовочными» патронами 7,62x54 (теми же, что и для пулемета ПКТ), для надежного ударного воспламенения капсюлей которых каждый затвор снабжен индивидуальной боевой пружиной. Характерные особенности его конструкции - начальная раскрутка блока стволов с помощью электромотора и дополнительного стартового газоотвода и наличие двух темпов стрельбы 3000-4000 выстр./мин и 5000-6000 выстр./мин, выбираемых летчиком по типу атакуемой цели. Электромотор осуществляет и стопорение блока стволов в конце очереди (в противном случае его вращение заставит систему подачи продолжать работать). На основном, рабочем режиме, привод пулемета работает от газоотводного одноцилиндрового двигателя на блоке стволов. Цилиндр разделен на две газовые камеры, переднюю и заднюю, попеременно работающие на один поршень между ними; тем самым поршень приводит в движение кинематику пулемета как на прямом, так и на обратном ходу. Сам узел газового двигателя смонтирован на блоке стволов, и его цилиндр вращается вместе со стволами, тогда как поршень и шток совершают только продольное движение.

Оглавление