Оглавление

На всех типах самолетов СППУ-22 подвешивались на подкрыльевые узлы, обеспечивая более широкую зону обстрела за счет «разноса» по размаху и снижая риск помпажа из-за попадания пороховых газов в двигатель самолета. Допускалось подвешивать контейнеры СППУ-22 и назад по полету для ведения огня на выходе из атаки (в этом случае они могли использоваться и с боковых подфюзеляжных узлов Су-17М3 и М4), однако прицеливание и слежение за целью при этом оказывались невозможными, и огонь открывался в некоторый условный момент на траектории, подавляя возможную ответную стрельбу вдогон.

Поскольку на самолетах, использовавших СППУ-22 и УПК-23-250, оказывалось артиллерийское вооружение разного калибра с существенно различавшимися баллистическими характеристиками, потребовалось учитывать возможности его использования в системе управления огнем. Для этого управление каждой из артиллерийских систем осуществлялось своей боевой кнопкой, отдельной для бортовой пушки и подвесных установок. Применение оружия происходило по выбору летчика, а вычислитель прицела в соответствии с ним автоматически учитывал особенности баллистики тех пушек, из которых должна была открываться стрельба. Вместе с тем, при необходимости (мало ли что сложится в боевой обстановке), система управления огнем МиГ-27 и Су-17 позволяла вести стрельбу одновременно из подвесных и встроенных пушек - сразу изо всех стволов, невзирая на различия в баллистике, производя решение прицельной задачи в расчете на бортовое более мощное вооружение (однако нет правил без исключений, и на МиГ-23 такой режим залпового огня не предусматривался, притом что и встроенная, и подвесные пушки были однотипными и по баллистике не отличались).

RuAviGun119.jpg RuAviGun120.jpg
Шестиствольная пушка ГШ-6-23 в установке СППУ-6. Для имитации стрельбы при показе в стволы вставлены лампочки. Подвижная пушечная установка СППУ-6. Хорошо видны мощные узлы подвески контейнера, воспринимающие немалые нагрузки при стрельбе.

В установке СППУ-6 с пушкой ГШ-6-23 для обеспечения вертикальной и горизонтальной наводки было применено «сваливание» оружия, т.е. вращение лафета относительно продольной оси, при котором наклоненная пушка получала и сектор обстрела в боковом направлении, позволяя самолету пролетать рядом с целью. Вращаясь, пушка могла отклоняться на 45°, по вертикали вниз - на 40°. Пятиметровые полутонные контейнеры СППУ-6 оказались достаточно велики для большинства самолетов фронтовой авиации, и установка была принята только на вооружение бомбардировщика Су-24. Самолет, имеющий встроенную пушку ГШ-6-23, был способен нести до трех подвесных контейнеров такого типа под крылом и фюзеляжем. СППУ-6 могла вести огонь в двух фиксированных положениях: с установкой оружия по оси самолета и с наклоном пушки вниз на 7°45' и в сторону на 11°36'. Углы поворота оружия были выбраны в расчете на режим эффективного обстрела: при более крутом отклонении пушки продолжительность прицельной очереди оказалась бы невелика.

Ввиду наличия на самолете целой батареи из четырех скорострельных орудий (одного встроенного и трех подвесных), система управления артиллерийским вооружением Су-24 предусматривала целый набор вариантов его применения. Стрельбу из бортовой пушки мог вести как летчик, так и штурман, выбирая требуемый режим - с отсечкой, отстреливая четверть боекомплекта за одно нажатие боевой кнопки, или длинными очередями, выпуская по половине боезапаса. Огонь из подвесных пушек допускалось вести и более хитроумными способами, с рациональным расходованием боекомплекта, начиная с использования одной установки короткими и длинными очередями, или с двух точек, после отстрела боезапаса которых (или «разгрузки», в принятых у оружейников терминах) к стрельбе подключается третья, либо же залпом одновременно изо всех трех подвесных установок. Предусматривалось также ведение огня изо всех пушек Су-24, задействуя сразу все четыре орудийные установки, встроенную и подвесные, и с невероятным темпом стрельбы, выпуская 600 снарядов в секунду.

Несмотря на большую огневую мощь, подвижные пушечные установки с силовыми приводами и следящими системами оказались капризными в эксплуатации. Кроме того, их использование накладывало ограничения на боевое маневрирование: самолет при прицеливании и стрельбе должен был выполнять строго прямолинейный полет «в горизонте», без крена и тангажа, иначе очередь уходила в сторону от точки прицеливания. Неизбежные колебания по крену и курсу в неспокойном приземном воздухе (а пушки эффективны как раз на ближних дистанциях) вместе с вибрациями установки с люфтами нежесткого крепления в шарнирах и приводах приводили к значительному рассеиванию снарядов, поэтому СППУ применялись только по площадным или протяженным целям.

Однако возможность ведения огня по наземным целям без пикирования и входа в зону ПВО все же позволяла подвижным установкам конкурировать с другими авиационными средствами поражения.

Оглавление