Оглавление

При ее хоть и кратковременных, но весьма ощутимых усилиях, сопоставимых по величине с тягой двигателя самолета, отдача размещенного в нижней части фюзеляжа орудия создает пикирующий момент, а стрельба из пушечной установки, размещенной сбоку (как на МиГ-31 и Су-24), стремится развернуть машину в сторону. Такое воздействие отдачи мешает пилотированию и уводит очередь, снижая точность стрельбы.

Для многоствольных пушек с их высочайшим темпом стрельбы понадобилось внедрить достаточно эффективные устройства локализаторов. При стрельбе дульные срезы пушек извергали настоящий сноп огня в виде факела догорающих пороховых газов, отвести которые от самолета становилось достаточно объемной задачей: масса пороховых газов оказывалась такой, что грозила не только повреждениями обшивки самолета, но и захлестыванием воздухозаборника, помпажом, а то и пожарной небезопасностью. Особенно напряженным вопрос представлялся на МиГ-27, где стрельба из пушки выглядела со стороны натуральным пожаром, бушевавшим под самолетом.

Для борьбы с вредным влиянием моментов, создаваемых силой отдачи, были отработаны и применялись дульные тормоза и компенсаторы, выбросом части дульных газов в сторону создающие поперечный импульс, парирующий стремление машины к развороту или пикированию. На пушках обычной схемы они выполнялись в виде насадок на стволы, довольно простых в исполнении. Однако в пушках с вращающимся блоком стволов задача усложнялась: прежде всего, с ростом скорострельности возросла сама отдача, да и множество стволов требовало более эффективного устройства, сочетающего качества компенсатора и локализатора, устраняя моменты отдачи и отводя пороховые газы от самолета. При вращающихся стволах конструкцию этого приспособления требовалось выполнять жестко связанной со ствольным блоком, с установкой на его дульной части, но с креплением на самолете через подшипниковый узел, позволяющий компенсатору передавать поперечные импульсы на планер самолета, вращаясь вместе со стволами при работе пушки.

В итоге стволы «шестистволок» увенчало довольно сложное устройство из набора поперечных диафрагм и отводящих пластин со штангой-толкателем и креплением на роликовом подшипнике. На ГШ-6-23М и ГШ-6-30, кроме того, конструкция наствольной насадки приобрела еще и деталь с несимметричными надульниками, способствующими вращению блока стволов в помощь к двигателю пушки (нечто подобное можно наблюдать в виде насадки на стволе автомата Калашникова, где она работает сходным образом с использованием давления дульных газов, правда, там речь идет о куда меньших усилиях, и она служит в качестве компенсатора увода оружия при стрельбе). В окончательном виде наствольный узел, именуемый по-прежнему локализатором, приобрел многофункциональную роль, служа одновременно для рассеивания и отвода пороховых газов, создания дополнительного крутящего момента и выступая в качестве газового компенсатора и дульного тормоза, снижающего силу отдачи.

Орудия АО-18 и АО-19 были поставлены на производство на Ижевском Машиностроительном заводе. Увеличение калибра оружия и мощный патрон позволили получить высокоэффективную систему, способную одинаково хорошо поражать маневренные воздушные и защищенные наземные цели (в первую очередь, бронемашины и прочую боевую технику: именно борьба с бронетанковой техникой, в массовых количествах появившейся в боевых порядках войск, наряду с общей необходимостью повышения боевой эффективности диктовала рост калибра). Ресурс орудия при ведении огня очередями по 100-200 выстрелов с естественным охлаждением между ними составляет 6000 выстрелов.

В отличие от прочих машин со съемными патронными ящиками, ввиду большой мощности орудия и нагрузок на конструкцию на МиГ-27 боекомплект разместили в специальном патронном отсеке, встроенном в фюзеляж и являющемся его силовой частью. По мере расходования ленты туда же в отсек ссыпались отработанные звенья. Весь боезапас из 300 патронов при длинной очереди мог быть выпущен за три секунды. Причем, в отличие от большинства артиллерийских систем, «шестистволки» не имели ограничений на продолжительность ведения огня, у орудий обычной схемы оговоренной во избежание износа ствола (к примеру, у НР-30 предельная длина очереди не должна превышать 150 выстрелов). Возможно было также вести огонь с управлением в ручном режиме, при котором длина очереди регулировалась удержанием пальца на боевой кнопке, или с установкой в режим «остаток», когда автоматически срабатывала отсечка и в ленте оставалось 75 патронов «на всякий случай».

RuAviGun088.jpg

Размещение пушечной установки на самолете МиГ-27.

На земле очередь ГШ-6-30 оставляла настоящую канаву порядочной глубины, а при ведении огня снарядами ОФЗ и ОФЗТ с зажигательной «начинкой» у мишеней начинал бушевать настоящий вулкан. Для поражения танка требовалась известная удача, поскольку баллистикой орудия и воздействием снарядов пробитие брони обеспечивалось только с определенных ракурсов, при попадании в верхнюю и заднюю проекции. Однако прочая боевая техника с бронезащитой классом полегче, типа самоходных орудий, БТР и БМП, пушечной очередью с любых прицельных дистанций уверенно превращалась в крошево пылающих обломков, о чем убедительно свидетельствовали избитые и продырявленные машины, выступавшие мишенями на полигонах. Благодаря высокому поражающему действию 30-мм снаряда и повышенной баллистике он являлся значительно более эффективным в действии по «броне», в том числе и на больших дальностях стрельбы (свыше 900-1000 м), где скорости и кинетики 23-мм снарядов для уверенного пробития защиты таких целей зачастую уже становилось недостаточно. Весьма действенным оказывался 30-мм снаряд и при ведении огня по живой силе: приведенная зона поражения снаряда типа ОФЗ-30 при нахождении личного состава противника на открытой местности составляла 20 м2, что обеспечивало осколочное поражение на уничтожение в радиусе 4-5 м (от разрыва одного только снаряда!).

Оглавление