Показательно также то, что с совершенствованием тактики, мастерства и при более умелом использовании оружия росла результативность атак МиГ-17: в 1965 г. поражением противника завершились только 43% воздушных боев, в 1966 г. — 83% и в 1967 г. — 97% (напомним, что все они достигались огнем из пушек). Лишь со временем летчики МиГ-21 с ракетным вооружением, освоив новую технику и тактику ракетных атак, превзошли их по результативности. Однако до самого конца войны многие американские пилоты, терявшие коллег под реквием грохота советских пушек, продолжали считать МиГ-17 противником более опасным.
Истребитель МиГ-17 ведет пушечный огонь по наземной цели мишени, изображающей колонну техники. По вспышкам выстрелов хорошо различима работа пушек НР-23 и Н-37, видны сыплющиеся вниз гильзы. | |
|
|
Авиационная пушка конструкции Афанасьева-Макарова АМ-23. | Патроны калибра 23 мм к пушке ВЯ (слева) и к пушке АМ-23 (справа). |
Начавшаяся в 1950 г. война в Корее подхлестнула создание новых образцов авиационного артиллерийского вооружения, отвечающих современным требованиям. В воздушных боях встретились реактивные истребители, скорость которых (по сравнению со скоростью поршневых самолетов) возросла в полтора раза, а практический потолок — почти вдвое. Однако это не внесло коренных изменений в тактику воздушного боя. Главным препятствием было старое оружие и мало изменившиеся системы прицеливания. Возросшие относительные скорости полета, а следовательно, и уменьшившиеся длительности прицельных очередей требовали дальнейшего увеличения скорострельности оружия. Уже первые послевоенные конструкции показали, что полумерами не обойтись и создание столь «умного» агрегата, какой является авиационная пушка, требует системного подхода. Главный конструктор А.Э. Нудельман указывал, что наиболее эффективный путь — это «разработка одновременно всего комплекса патрон-звено-пушка в одной конструкторской организации». С тех пор установился порядок, когда при разработке новой пушки конструкторы сразу увязывали ее с «его величеством» патроном, становившимся основой артсистемы и определявшим как баллистику, так и нагрузки, температурные режимы, давления и прочие особенности.
Пушки классической схемы для обеспечения работы автоматики имеют внутренний энергопривод, обходясь «своими силами», без внешнего источника. Он может использовать энергию отдачи (механический привод; по такой схеме работает кинематика пушек Н-37 и НР-23), либо энергию пороховых газов, отводимых из ствола (газовый привод, знакомый всякому, державшему в руках автомат Калашникова). Темп стрельбы в первых ограничивается массой затворного механизма, двигающегося вместе со стволом, а потенциальные возможности ствола, по его способности пропустить наибольшее число снарядов в единицу времени, используются не полностью. Пушки с газовым приводом позволяют достичь более высокой скорострельности — в основном, благодаря тому, что в работу автоматики они вовлекают детали с общей меньшей массой и двигаться они могут быстрее. Считается, что в них возможности ствола и затвора хорошо сбалансированы.
Поступившая на вооружение в 1952 г. 23-мм пушка АМ-23 (конструкторы ЦКБ-14 Н.М. Афанасьев и Н.Ф. Макаров, к слову, являвшийся автором известного пистолета ПМ) имела автоматику, использующую энергию отводимых пороховых газов. Она предназначалась для подвижных огневых установок тяжелых бомбардировщиков и военно-транспортных самолетов (в вооружении истребителей основную роль начинали играть ракеты).
При создании пушки конструкторы опирались на возможности, заложенные в схеме автоматики отрабатывавшихся ЦКБ-14 скорострельных пулеметов ТКБ-481, в устройстве которых имелся ряд перспективных решений. При этом разработка велась как под мощный патрон типа ВЯ (этот образец именовался ТКБ-494), так и новый облегченный патрон НС-23 (пушка ТКБ-495). Первая модель была собрана уже к концу 1949 г. и работала вполне уверенно, выдавая темп стрельбы до 1100 выстр/мин.ТКБ-494 считалась весьма многообещающей и разработчиками, и руководством ведомства заказчика, включая самого Д.Ф. Устинова, настаивавшего на ее продвижении.