Схематический разрез и внешний вид корпуса ходовой части.
![]() |
![]() |
Траки гусеницы Char В1 bis со сварным и клепаным соединением рельсов с башмаком. |
Схематический разрез трака и опорного катка. |
Подвеска танка состояла из шести балансирных тележек, потри на борт. Каждая тележка имела большой балансир: на его противоположных концах были закреплены два малых балансира, на каждом из которых, в свою очередь, крепились два сдвоенных опорных катка. Таким образом, на борт суммарно приходилось12 сдвоенных опорных катков.
Три сдвоенных катка впереди первой тележки и один замыкающий сдвоенный каток позади последней, третьей тележки, служили для натяжения гусеницы. Причем первый и третий каток имели одинаковую конструкцию, которая отличалась от конструкции второго и замыкающего катка.
Каждая балансирная тележка имела независимую пружинную подвеску из трех соосных вставленных друг в друга винтовых пружин разного диаметра, работа которой дополнялась двумя листовыми рессорами, расположенными продольно корпусу с обеих сторон вертикального штока пружиной подвески. Цилиндрические винтовые пружины сжатия из стали прямоугольного сечения центральной тележки имели силу сжатия 7200 кг, пружины крайних тележек круглого сечения — 4250 кг. Такое неравномерное распределение было вызвано стремлением улучшить поворачиваемость танка. Максимальных ход пружинной подвески составлял 70 мм, листовые рессоры включались в работу на последних 30 мм хода, при этом на последних 5 мм дополнительно задействовался отбойник с резиновым упругим элементом, ограничивающий максимальный ход.
Каждый натяжной каток имел только независимую подвеску из двух листовых рессор, расположенных параллельно друг другу вдоль корпуса.
![]() |
![]() |
Взрыв оторвал нижние бронелисты корпуса ходовой части. Хорошо видны сгруппированные на площадках впускные штуцера системы смазки и отходящие от них к точкам смазки трубки. | Сдвоенные катки (слева направо): натяжные первый и третий, натяжные второй и замыкающий, опорный балансирных тележек. |
Все балансирные тележки и натяжные катки каждого борта были собраны в отдельных левом и правом корпусах ходовой части (train de roulement). Периодичность смазки осей катков, малых и больших балансиров, а также механизма натяжения гусеницы была установлена в 150 км пробега. На внешних вертикальных бортах корпусов ходовой части имелись четыре площадки с установленными в два ряда штуцерами для впрыска смазки, при этом каждый штуцер трубкой соединялся с определенной точкой смазки. Чтобы получить доступ к штуцерам одного из корпусов ходовой части, было достаточно откинуть четыре бронелючка, установленных в прикрывающих его нижних бронелистах.
Объемы производства и нумерация танков
Выпуск Char B1 bis разворачивался медленно. Главной проблемой в мирное время была высокая закупочная цена танка, которая в 1938 г. составляла (без башни и вооружения) 1590 тыс. франков, в 1939-1940 гг. - 1800 тыс. франков. Суммарный заказ на 8 октября 1936 г. составил всего 70 Char В1 и В1 bis. Заказав 1 мая 1937 г. еще 35 танков (с №236 по №270), а 1 февраля 1938 г. - 70 (с №271 по №340), армия планировала укомплектовать ими первые пять батальонов. Это удалось сделать только после начала войны (на 1 октября 1939 г. произвели лишь 170 шасси и 187 башен).
С сентября 1938 г. по сентябрь 1939 г. было подписано четыре контракта на изготовление еще в общей сложности 175 танков (с №341 по №515) для пяти батальонов второго формирования. Из заказанных в рамках второй группы контрактов 57 танков фирма А.М.X. смогла поставить до перемирия всего 47 единиц, поэтому не существовало танков A.M.X. с №493 по №501, а также №508.
27 сентября 1939 г. был выдан первый военный заказ еще на 400 танков (нумерация для танков производства Renault была установлена с №516 по №685, А.М.Х. - с №686 по №735, F.A.M.H. - с №736 по №855, Schneider - с №856 по №875, F.C.M - с №876 по №915), за ним последовал второй — на 418 единиц. До окончания военных действий французы успели изготовить только 64 танка из первого военного заказа. Возможно, что часть этих танков (производства F.A.M.H.) получила номера, не использованные А.М.Х. в рамках второй группы контрактов.