![]() |
![]() |
Немецкий пехотинец осматривает брошенный Pz.Kpfw.lll Ausf.D, поврежденный во время польской кампании. | Тот же танк, уже доставленный на СПАМ. |
Но боевая служба первых «троек» не закончилась. По дополнительному контракту Daimler-Benz собрала пять модифицированных шасси 3b.Serie/Z.W. (номера 60221-60225) и установила на них пять башен и подбашенных коробок танка Pz.Kpfw.lll Ausf.B, оставшихся после того, как пять шасси 2.Serie/Z.W использовали для создания прототипов штурмового орудия. Изготовление пяти гибридов, получивших обозначение Pz.Kpfw.lll Ausf.D, затянулось до октября 1940 г. из-за выполнения контракта на производство Pz.Kpfw.lll Ausf.E, имевшего больший приоритет. Устаревшие еще на стадии производства танки направили в Норвегию, где они вошли в состав 40-го танкового батальона специального назначения (Panzer-Abteilung z.b.V.40).
В целом можно признать, что первые «тройки» не стали массовыми машинами из-за неправильно сформированных в январе 1934 г. тактико-технических требований к пушечному танку. Это привело к созданию дорогостоящего крупногабаритного танка с трехместной башней, имевшего только противопульное бронирование. Руководство немецких танковых войск предпочло массово заказывать более дешевые легкие танки, хотя и с менее мощной пушкой. Первые «тройки», по сути, стали испытательными стендами, позволившими в процессе длительных войсковых испытаний отработать многие узлы и агрегаты. Например, размеры тормозных барабанов на Pz.Kpfw.lll Ausf .C/D увеличились на 25% по сравнению с Pz.Kpfw.lll Ausf .А/В, и на 50% - на Pz.Kpfw.lll Ausf.E. На первых тройках испытывался двигатель Maybach HL 108 TR, на базе которого был создан HL 120 TR, и отрабатывалась конструкция многих бронеделей (так в тексте, прим. ВВС).
Положительную роль сыграло то обстоятельство, что, определив невозможность уложиться в ограничение массы в 10 т, конструкторам позволили сразу проектировать танк в классе 18 т - следующего естественного ограничения, определяемого грузоподъемностью германского инженерного мостового парка. В результате появился танк, обладавший огромным потенциалом для дальнейшей модернизации - вплоть до установки 50-мм длинноствольной пушки либо 75-мм короткоствольного орудия и увеличения толщины лобовой брони до 50 мм. Но лишь перепроектированный практически заново Pz.Kpfw.lll Ausf.E с броней, защищавшей от мелкокалиберных снарядов, стал действительно хорошо сбалансированной, эффективной боевой машиной.
Основные тактико-технические характеристики танков Pz.Kpfw.III первых модификаций |
||||
Модификация |
Ausf.A |
Ausf.B |
Ausf.C |
Ausf.D |
Длина, м |
5,800 |
5,665 |
5,850 |
5,920 |
Ширина, общая, м |
2,810 |
2,810 |
2,820 |
2,820 |
Ширина корпуса, м |
1,850 |
1,850 |
1,860 |
1,860 |
Высота, м |
2,360 |
2,387 |
2,415 |
2,415 |
Полный вес, т |
15 |
16 |
16 |
16 |
Объем бензобака, л |
300 |
300 |
300 |
300 |
Толщина (мм)/угол наклона брони: |
||||
лобовой лист корпуса |
14,5/20° |
14,5/19° |
14,5/19° |
14,5/19° |
лобовой лист подбашенной коробки |
14,5/9° |
14,5/9° |
14,5/9° |
14,5/9° |
лобовой лист башни |
16/15° |
16/15° |
16/15° |
16/15° |
бортовой лист корпуса |
14,5/0° |
14,5/0" |
14,5/0° |
14,5/0° |
бортовой лист подбашенной коробки |
14,5/0° |
14,5/0° |
14,5/0° |
14,5/0° |
бортовой лист башни |
14,5/25° |
14,5/25° |
14,5/25° |
14,5/25° |
командирская башенка |
14,5/0° |
14,5/0° |
30,0/0° |
30,0/0° |
Максимальная скорость, км/ ч |
35 |
35 |
35 |
35 |
Запас хода по шоссе, км |
165 |
165 |
165 |
165 |
Коробка передач |
SSG75 |
SSG75 |
SSG75 |
SSG76 |
Число скоростей |
5 |
5 |
5 |
6 |
Высота преодолеваемого препятствия, м |
0,55 |
0,575 |
0,575 |
0,575 |
Ширина преодолеваемого рва, м |
2,30 |
2,60 |
2,58 |
2,60 |
Глубина преодолеваемого брода, м |
0,80 |
0,80 |
0,80 |
0,80 |
Удельное давление, кг/см2 |
0,68 |
0,65 |
0,64 |
0,65 |
Танковая часть могла иметь «тройки» разных модификаций. На переднем плане находится Pz.Kpfw.lll Ausf.D, на заднем - Pz.Kpfw.lll Ausf.C.
Литература
1. Kliment С.К., Francev V. Czechoslovak armored fighting vehicles 1918-1948.
2. Jentz T. L Panzer Tracts №3-2. PanzerUampfwagen III.
3. Germany and the Second World War, Vol.11, p. 263, Oxford University Press, со ссылкой на OKW/ WiRuAmtDekaden-Ubersichten 1939-41,BA-MA Wi/IF 5-366.
4. T.L. Jentz. Panzertruppen, T. 1, p.88, Schiffer Military History, Atglen, PA
При подготовке данной статьи также использованы материалы книги:
Jentz T.L Panzer Tracts №3-1. Panzerkampfwagen III.