Оглавление

Pz3Pz4022.jpg Pz3Pz4024.jpg
Немецкий пехотинец осматривает брошенный Pz.Kpfw.lll Ausf.D, поврежденный во время польской кампании. Тот же танк, уже доставленный на СПАМ.

Но боевая служба первых «троек» не закончилась. По дополнительному контракту Daimler-Benz собрала пять модифицированных шасси 3b.Serie/Z.W. (номера 60221-60225) и установила на них пять башен и подбашенных коробок танка Pz.Kpfw.lll Ausf.B, оставшихся после того, как пять шасси 2.Serie/Z.W использовали для создания прототипов штурмового орудия. Изготовление пяти гибридов, получивших обозначение Pz.Kpfw.lll Ausf.D, затянулось до октября 1940 г. из-за выполнения контракта на производство Pz.Kpfw.lll Ausf.E, имевшего больший приоритет. Устаревшие еще на стадии производства танки направили в Норвегию, где они вошли в состав 40-го танкового батальона специального назначения (Panzer-Abteilung z.b.V.40).

В целом можно признать, что первые «тройки» не стали массовыми машинами из-за неправильно сформированных в январе 1934 г. тактико-технических требований к пушечному танку. Это привело к созданию дорогостоящего крупногабаритного танка с трехместной башней, имевшего только противопульное бронирование. Руководство немецких танковых войск предпочло массово заказывать более дешевые легкие танки, хотя и с менее мощной пушкой. Первые «тройки», по сути, стали испытательными стендами, позволившими в процессе длительных войсковых испытаний отработать многие узлы и агрегаты. Например, размеры тормозных барабанов на Pz.Kpfw.lll Ausf .C/D увеличились на 25% по сравнению с Pz.Kpfw.lll Ausf .А/В, и на 50% - на Pz.Kpfw.lll Ausf.E. На первых тройках испытывался двигатель Maybach HL 108 TR, на базе которого был создан HL 120 TR, и отрабатывалась конструкция многих бронеделей (так в тексте, прим. ВВС).

Положительную роль сыграло то обстоятельство, что, определив невозможность уложиться в ограничение массы в 10 т, конструкторам позволили сразу проектировать танк в классе 18 т - следующего естественного ограничения, определяемого грузоподъемностью германского инженерного мостового парка. В результате появился танк, обладавший огромным потенциалом для дальнейшей модернизации - вплоть до установки 50-мм длинноствольной пушки либо 75-мм короткоствольного орудия и увеличения толщины лобовой брони до 50 мм. Но лишь перепроектированный практически заново Pz.Kpfw.lll Ausf.E с броней, защищавшей от мелкокалиберных снарядов, стал действительно хорошо сбалансированной, эффективной боевой машиной.

Основные тактико-технические характеристики танков Pz.Kpfw.III первых модификаций

Модификация

Ausf.A

Ausf.B

Ausf.C

Ausf.D

Длина, м

5,800

5,665

5,850

5,920

Ширина, общая, м

2,810

2,810

2,820

2,820

Ширина корпуса, м

1,850

1,850

1,860

1,860

Высота, м

2,360

2,387

2,415

2,415

Полный вес, т

15

16

16

16

Объем бензобака, л

300

300

300

300

Толщина (мм)/угол наклона брони:

лобовой лист корпуса

14,5/20°

14,5/19°

14,5/19°

14,5/19°

лобовой лист подбашенной коробки

14,5/9°

14,5/9°

14,5/9°

14,5/9°

лобовой лист башни

16/15°

16/15°

16/15°

16/15°

бортовой лист корпуса

14,5/0°

14,5/0"

14,5/0°

14,5/0°

бортовой лист подбашенной коробки

14,5/0°

14,5/0°

14,5/0°

14,5/0°

бортовой лист башни

14,5/25°

14,5/25°

14,5/25°

14,5/25°

командирская башенка

14,5/0°

14,5/0°

30,0/0°

30,0/0°

Максимальная скорость, км/ ч

35

35

35

35

Запас хода по шоссе, км

165

165

165

165

Коробка передач

SSG75

SSG75

SSG75

SSG76

Число скоростей

5

5

5

6

Высота преодолеваемого препятствия, м

0,55

0,575

0,575

0,575

Ширина преодолеваемого рва, м

2,30

2,60

2,58

2,60

Глубина преодолеваемого брода, м

0,80

0,80

0,80

0,80

Удельное давление, кг/см2

0,68

0,65

0,64

0,65

Pz3Pz4023.jpg

Танковая часть могла иметь «тройки» разных модификаций. На переднем плане находится Pz.Kpfw.lll Ausf.D, на заднем - Pz.Kpfw.lll Ausf.C.

Литература

1.  Kliment С.К., Francev V. Czechoslovak armored fighting vehicles 1918-1948.
2. Jentz T. L Panzer Tracts №3-2. PanzerUampfwagen III.
3. Germany and the Second World War, Vol.11, p. 263, Oxford University Press, со ссылкой на OKW/ WiRuAmtDekaden-Ubersichten 1939-41,BA-MA Wi/IF 5-366.
4. T.L. Jentz. Panzertruppen, T. 1, p.88, Schiffer Military History, Atglen, PA

При подготовке данной статьи также использованы материалы книги:

Jentz T.L Panzer Tracts №3-1. Panzerkampfwagen III.

Оглавление