Оглавление

Несмотря на внешнюю стройность и логичность объяснений Лизе и Лутца, нельзя не заметить ряда противоречий. Ссылаясь на то, что конструкция танка 3,7 cm Gesch. Pz.Kpf.Wg. является еще недоведенной, они призывали ограничиться крупносерийным производством M.G. Pz.Kpf.Wg. и 2 cm Gesch. Pz.Kpf.Wg. под предлогом сохранения квалифицированной рабочей силы. Но конструкция танка 2 cm Gesch. Pz.Kpf.Wg. была не менее «сырой». Ответственный за разработку танков в Wa.Prw.6 Книпкамп (Heinrich Ernst Kniepkamp) на встрече с представителем фирмы Krupp 27 января 1937 г. прямо заявил, что конструкция La.S. 100 фирмы M.A.N. оказалась неудачной. Резина катков малого диаметра быстро изнашивалась, листовые пружины выдерживали пробег только от 1500 до 2500 км, механизм регулирования натяжения гусеницы часто выходил из строя, а для повышения проходимости по пересеченной местности пришлось переделывать форму передней части корпуса, что вызвало удлинение корпуса на 35 см. Бензобак требовалось перенести из боевого отделения в моторное, танкисты жаловались на затрудненный доступ к двигателю и неудачную конструкцию люка водителя. [2]

Pz3Pz4010.jpg

Судя по сплошным белым крестам, Pz.Kpfw.Ill Ausf.А. сфотографирован перед самым началом польской кампании.

 Pz3Pz4011.jpg

Pz.Kpfw.lll Ausf.B во время парада на стадионе в Нюренберге. Четыре тележки, каждая с двумя опорными катками, соединены индивидуально с четырьмя горизонтальными цилиндрическими амортизаторами и попарно с двумя листовыми рессорами.

Pz3Pz4012.jpg

Крыша моторного отделения Pz.Kpfw.lll Ausf.B имела меньший, чем у Ausf .А, наклон задней части, а в ее боковых стенках отсутствовали жалюзи для забора воздуха.

Тем не менее In.6 в октябре 1935 г. выдала фирме M.A.N. заказ на производство сразу трех партий танков (по 25 машин каждая) 1-й серии Pz.Kpfw.ll (при этом сборку башен и подбашенных коробок осуществляла Daimler-Benz). В середине 1936 г. была заказана 2-я серия - 131 танк, в том числе 31 - с новой индивидуальной подвеской модификации Ausf.с. Затем последовала 3-я серия - 44 Ausf.с, а в сентябре 1936 г. появился заказ на 4-ю серию (210 танков первой серийной модификации Pz.Kpfw.II Ausf .А). Таким образом, в течение года после принятия решения о начале производства были заказаны 460 танков Pz.Kpfw.ll. В течение следующего года, до 1 октября 1937 г., были заказаны еще 748 танков 5, 6 и 7-й серий. [3] В результате, к 1 сентября 1939 г. германская армия располагала 1223 танками Pz. Kpfw. II. [4]

Показательна и история запуска в серию другого танка (тяжелого). Закончив 30 апреля 1936 г. изготовление прототипа танка огневой поддержки B.W. (Begleitwagen - машина сопровождения), позднее получившего обозначение Pz. Kpfw. IV, фирма Krupp получила в декабре того же года заказ на изготовление сразу 35 машин 1.Serie/B.W. В течение следующего года были заказаны 42 танка модификации 2.Serie/B.W. и 140 - 3.Serie/B.W. (в октябре). При этом конструкцию шасси фирмы Krupp тоже посчитали не отвечающей предъявлявшимся требованиям, так что ее даже не пытались использовать для танка Z.W. Более того, 1 июня 1937 г. Книпкамп сообщил Krupp, что начиная с третьей серии на танках B.W. будет использоваться шасси, унифицированное с находящимся в разработке 4.Serie/Z.W. Лишь задержка разработки последнего и начавшаяся война помешали осуществить это решение. Фирма Krupp закончила выполнение третьего заказа к 1 сентября 1939 г., успев поставить сухопутным силам 211 танков Pz.Kpfw.IV (шесть шасси использовали для создания мостоукладчиков).[5]

Таким образом, конструкции танков Pz.Kpfw.ll и IV доводились уже в процессе развертывания крупносерийного производства.

Литература

1. JentzT.L Panzer Tracts №1-1. Panzerkampfwagen I.
2. JentzT.L. Panzer Tracts №2-3. Panzerkampfwagen II.
3. JentzT.L Panzer Tracts №2-1. Panzerkampfwagen II.
4.  Jentz T.L Panzertruppen, T.1, Schiffer Military History, Atglen, PA.
5. JentzT.L Panzer Tracts №4. Panzerkampfwagen IV.

При подготовке данной статьи также использовались материалы книги:

JentzT.L. Panzer Tracts №3-1. Panzerkampfwagen III.

Оглавление