Следующим стал контейнер П-275, разработка которого началась в 1988 г. согласно тактико-техническому заданию ВВС. Он должен был являться универсальным по подвеске (на внешних и внутренних узлах), по самолету-носителю, по вариантам загрузки и по десантированию — на сушу и на воду. Технический проект подготовили в 1991 г., а разработку удалось закончить в 1994 г. К передней стенке цилиндрического корпуса П-275 крепился пенопластовый обтекатель, служащий амортизатором при десантировании на сушу и поплавком — на воду. К заднему обрезу корпуса монтировался отделяемый в воздухе стабилизатор, в полостях которого находились камеры основного и вытяжного парашютов. П-275 (УКАС-200) прошел предварительные испытания, но летные не проводились.
Можно сравнить П-275, например, с американским контейнером SKAD, рассчитанным на десантирование спасательного имущества и комплектов выживания с внешней или внутренней подвески самолетов различных типов на сушу и на водную поверхность. Этот контейнер имеет жесткий цилиндрический корпус, носовой обтекатель и отделяемый стабилизатор с парашютной камерой. Загруженные в контейнер упаковки с грузом (как вариант — два надувных плотика) соединяются «гирляндой». Общая масса десантируемого груза — около 90 кг. В отличие от отечественных контейнеров, корпус SKAD сбрасывается после введения парашютной системы в действие и падает свободно. Для увеличения точности десантирования SKAD десантируется с небольших высот (с 30-150 м — на воду и со 150-300 м — на сушу). Как видим, тема авиационных спасательных контейнеров остается актуальной в наши дни.
Источники и литература
1. Атлас образцов парашютно-десантной техники конструкции завода №468. ТА. — М.: Министерство авиационной промышленности.
2. Контейнер авиационный спасательный П-159. — М.: МКПК «Универсал», 1971.
3. Контейнер авиационный спасательный для десантирования с самолета Ил-76МД (Ил-76МДПС). — М.: МКПК «Универсал».
4. Крупногабаритный авиационный спасательный контейнер КАСК-500. — М.: МКПК «Универсал».
5. Некоторые вопросы грузовой парашютно-десантной техники. — М.: Агрегатный завод «Универсал» МАП, 1971.
6. Средства десантирования катера «ГАГАРА» с изделия «76 МД ПС». — М.: Московский агрегатный завод «Универсал», 1987.
7. Таликов Н.Д. Авиационно-морской поисково-спасательный комплекс Ил-76МДПС. — М., 2000.
8. Техническое описание и инструкция мягкой парашютной тары МТ-002. — М.: Министерство легкой промышленности СССР, 1951.
9. Черкащин Н.А. Я — подводная лодка. — М.: Коллекция «Совершенно секретно», 2003.
10. Универсальный контейнер авиационный спасательный УКАС-200. — М.: Московский агрегатный завод «Универсал».
11. Airborne Systems Products, 2010.
Тактико-технические характеристики авиационных спасательных контейнеров
Контейнер |
КАС-150 (П-159) |
П-185М |
КАСК-500 (П-195) |
УКАС-200 (П-275) |
Габариты контейнера, мм: |
||||
-длина |
1585-1700 |
2200 |
4250—4360 |
2605-2630 |
-диаметр |
500 |
500 |
630 |
580 |
Габариты загрузочной камеры, мм: |
||||
-длина |
1310 |
1310 |
3000 |
1430 |
-диаметр |
488 |
428 |
600 |
577 |
Парашютная система (основной парашют) |
ПГ-3416-54 |
ПГ-3416-54 |
ОКС-7-129 |
ПС УКАС-200 |
Полетная масса контейнера, кг |
125—150 |
140—165 |
361-718 |
175—200 |
Масса полезной нагрузки, кг |
57-82 |
60-85 |
80-470 |
70—100 |
Масса контейнера без загрузки, кг |
68 |
89 |
217—281 |
— |
Масса контейнера в % от полезной загрузки |
82-120 |
94 |
52-350 |
— |
Скорость самолета по прибору при сбрасывании, км/ч |
500 |
210-^00 |
350-500 |
260-650 |
Высота сбрасывания, м |
200—1000 |
200-500 |
300-1000 |
300-1000 |
Марки самолетов (количество подвешенных контейнеров) |
Ту-16 (8), Ту-142 (9), Ан-12 (19), Ил-38 (8), Бе-12Н (3), Ту-95МС (6) |
Ил-76МДПС(4),Ан-12ПС, Ан-72ПС,Бе-12 |
Ту-16 (3), Ту-22 (3), Ту-22М (3), Ту-142М (6), Ил-38 (4) |
Внутренняя подвеска: Ту-16 (3), Ту-22, Ту-22М (8), Ту-142М, Ту-160 (10), Ил-38 (8), Ан-12 (19), Ан-22 (7), Бе-12Н, А40 Внешняя подвеска: Ил-76(4),Ан-12ПС(4), Ан-72, АН-72ПС (2) |
Варианты загрузки |
1. Лодка ЛАС-5М-3, радиостанция Р-851 «Коралл», предметы снабжения. 2. Плот ПСН-6А, радиостанция Р-851 «Коралл», предметы снабжения. 3. Обмундирование, предметы снабжения. |
1. Лодка ЛАС-5М-3, радиостанция Р-851 «Коралл», предметы снабжения. 2. Плот ПСН-6А, предметы снабжения. 3. Обмундирование, предметы снабжения. |
1. Лодка ЛАС-5М-3, радиостанция Р-851 «Коралл». 2. Плот ПСН-6А, радиостанция Р-851 «Коралл». 3. Плот ПСН-20А, радиостанция Р-851 «Коралл». 4. Линемет АЛ-1, канат капроновый, плавучести ПРТ. 5. Канат синтетический. 6. Гидрокомбинезоны СГП, водолазное белье. 7. Кабель типа НРШМ 3x35. 8. Радиостанции Р-129 «Плот». 9. Лодка ЛАС-5С, лодка ЛАСШЗ, мотор «Москва 12,5», радиостанция Р-851 «Коралл». |
1. Лодка ЛАС-5М-3, радиостанция Р-855УМ, шерстяное водолазное белье, гидрокостюм СГКЭ-2Д. 2. Плот ПСН-20К, радиостанция Р-855УМ, шерстяное водолазное белье, средства теплоизоляции СТ. 3. Шерстяное водолазное белье. 4. Вода, продовольствие, медицинское имущество, средства первой помощи. 5. Закладные емкости ЕЗ-5. 6. Резинотканевые плавучести. 7. Лодка ЛАС-5М-3, радиостанция «Актиния», предметы снабжения. 8. Плот ПСН-6А, радиостанция «Актиния». 9. Обмундирование, предметы снабжения. |