Попыткой создания контейнера увеличенной емкости и универсального применения (как по самолету-носителю, так и по десантированию на воду или на сушу) стал крупногабаритный спасательный контейнер П-195. Согласно техзаданию заказчика, контейнер рассчитывался на сбрасывание с внутренних узлов подвески (из грузолюков) самолетов как на водную поверхность, так и на сушу, и предназначался для доставки терпящим бедствие экипажам летательных аппаратов, кораблей, подводных лодок, а также экипажам спускаемых аппаратов космических кораблей аварийно-спасательного имущества, групповых средств спасения на море и оборудования для ремонта. П-195 был разработан специалистами «Универсала» в 1976— 1978 гг. Носовая часть контейнера служила амортизатором при десантировании на сушу и поплавком на воде. Десантируемое имущество размещалось в удлиненной средней части с продольным люком, ее емкость допускала девять стандартных вариантов загрузки. Жесткость средней части обеспечивали продольные рейки. В хвостовой части размещалась парашютная камера с основным и стабилизирующим парашютом. Контейнер также оснастили электроогнем.
В 1979—1981 гг. контейнер П-195 прошел государственные и специальные летно-морские испытания на самолетах Ту-16, Ту-22, Ту-22М, Ту-142М, Ил-38. Осуществили 37 летных экспериментов, в декабре 1981 г. изделие было рекомендовано для принятия на снабжение ВВС и авиации ВМФ под обозначением КАСК-500, а в конце 1982 г. подготовлена серийная документация. Однако контейнер не попал в серийное производство.
Контейнер П-185М и его снаряжение на плаву после приводнения. |
Плот ПСН-6А приведен в готовность после приводнения контейнера П-185М. |
Контейнер П-195 (КАСК-500) с десантируемыми средствами спасения. |
Подвеска контейнеров П-195 в бомболюке самолета Ту-142М.
Приведение в готовность спасательной лодки ЛАС-5С и плота ПСН-6А после приводнения контейнера П-195.