Тактико-технические характеристики средств десантирования П-211 катера «Гагара»
Наименование характеристики |
Значение |
Масса максимальной полезной загрузки, кг |
7200 (с экипажем 3 человека) |
Масса средств десантирования, кг: |
1300 |
в том числе: |
|
- платформа |
400 |
- парашютная система МКС-350-10 |
657 |
- гайдропная система ориентации ГСО-ЗА |
60 |
Масса средств десантирования в % от массы полезной загрузки |
18,1 |
Максимальная полетная масса, кг |
8500 |
Габариты катера «Гагара», м: |
|
- длина |
12,4 |
- ширина |
3,2 |
- высота |
2,95 |
Максимальная допустимая скорость ветра у воды, м/с |
16,5 |
Волнение моря, баллов |
5 |
Высота десантирования, м |
600—1500 |
Максимальные вертикальные перегрузки, д: |
|
- на борту (в центре тяжести) |
4,3 |
- на кресле (направление голова-таз) |
5,6 |
Скорость полета по прибору при сбрасывании, км/ч |
350—370 |
Кратность применения комплекса |
5 |
Из зарубежных систем, близких к описанным, можно упомянуть MCADS, разработанную американской компанией «Эйрборн Системз» в 1996 г. и рассчитанную на десантирование из самолетов типа С-130, С-17, С-5 большой надувной моторной лодки с жестким набором корпуса (длина лодки — от б,5 до 11 м). Подготовленная к применению лодка загружается в грузовую кабину самолета на платформе типа PRIBAD или PURIBAD. Особенность системы заключается в том, что лодка и платформа разделяются после отделения от самолета-носителя: лодка спускается на четырехкупольной парашютной системе, а платформа — отдельно на своей двухкупольной системе. Правда, аналогия здесь относительная: экипаж десантируется вслед за лодкой на индивидуальных парашютах, да и предназначена MCADS не для аварийно-спасательных служб, а для подразделений специального назначения ВМФ (сообщалось о поставке системы силам специальных операций США, Великобритании, Австралии, Норвегии).
Опыт эксплуатации спасательного контейнера КАС-90 и появление новых средств спасения потребовали разработки контейнеров большей вместимости, приспособленных для десантирования с перспективных типов самолетов.
Контейнер П-159 (КАС-150) проектировался 9-м отделом завода «Универсал» под руководством Г.В. Петкуса с 1970 г. по заказу ВМФ для срочной доставки самолетами средств спасения людям, терпящим бедствие на воде. Он должен был крепиться на внутренних узлах подвески — кассетных держателях, оборудованных замками. Контейнер представлял собой пустотелый стальной цилиндр, в полости которого располагалась загрузочная камера для спасательного имущества. Передняя часть цилиндрического корпуса заканчивалась герметически приваренным пустотелым коком, служащим поплавком для удержания контейнера на плаву. В задней части размещалась парашютная камера с парашютной системой ПГ-3416-54, отцепкой АО-300 и вытяжным устройством, предназначенным для введения в действия парашютной системы после отделения контейнера от самолета. После ввода в действие парашютной системы вытяжной шнур обрывался. С наполнением парашюта начиналось извлечение средств спасения из корпуса контейнера, так что контейнер и средства спасения опускались в виде гирлянды. Контейнер, приводняясь первым, уменьшал нагрузку на парашютную систему, что способствовало более плавному приводнению полезного груза (принцип «интенсификации парашюта», отработанный еще на контейнере КАС-90). Для обнаружения контейнера в темное время суток имелся электроогонь.
Снаряженный контейнер П-159 (КАС-150).
В процессе отработки контейнера П-159 (КАС-150) выполнили 155 летных экспериментов с десантированием из самолетов Ан-12, Ил-38, Бе-12Н, Ту-95МС. Актом от 11 октября 1973 г. контейнер был рекомендован для принятия на снабжение ВВС и запуска в серийное производство. П-159 выпускался серийно с 1974 по 1990 г. исправительно-трудовым учреждением в пос. Румму (Эстонская ССР). Ресурс контейнера составляет 300 срабатываний, из них 225 — до первого ремонта. КАС-150, надо отметить, оказался последним парашютным контейнером, пошедшим в серийное производство, и продолжает службу до сих пор. Однако осталась потребность и в новых авиационных спасательных контейнерах.
Подвеска контейнеров П-159 в бомболюке самолета Ту-16