Соисполнителем работ стали московский Агрегатный завод «Универсал» и НИИ автоматических устройств. 22 мая 1979 г. завод «Универсал» получил от ОКБ Ильюшина техническое задание №10829 на «средства маловысотного десантирования» (СМД). Эта опытно-конструкторская работа обозначалась на «Универсале» шифром «П219» и велась под руководством заместителя главного конструктора завода П.Р. Шевчука, начальника 9-го отдела завода Г.В. Петкуса* и ведущего конструктора Ю.Н. Коровочкина. В НИИ АУ работами руководили начальник отдела А.А. Белавский и ведущий конструктор (начальник сектора 212) Э.Д. Никонов.
В 1979-1980 гг. специалисты «Универсала» провели опытно-конструкторские работы по СМД снабженческих грузов (шифр работы П219-0000), а параллельно, под шифром 2ПН202 — научно-исследовательскую работу по С.МД для БМД-1. В результате предварительных ОКР и НИР 28 сентября 1981 г. были подписаны «Решение о проведении ОКР по десантированию боевой техники и снабженческих грузов с предельно малых высот 3-8 м из самолета Ил-76» и «Дополнение № 1 к ТЗ № 10829» с созданием единых СМД и для БМД-1, и для снабженческих грузов. ОКР (шифр «П219-0000-0-») провели в короткие сроки — тем более, что у разработчиков средств десантирования еще до получения технического задания уже имелись предварительные проработки.
Сразу была выбрана схема с грузовой платформой, снабженной подкладной амортизацией, и извлечением платформы с грузом из самолета методом срыва парашютной системой, которая служила также для торможения в процессе скольжения по площадке десантирования. Однако сам облик платформы складывался постепенно. Из различных вариантов амортизации выбрали бумажно-сотовую. Амортизация в виде пакетов бумажных сот, установленных в несколько ярусов, ранее уже использовалась в парашютно-грузовой системе ПГС-500. Бумажные сотоблоки вполне удовлетворяли требованиям поглощения энергии удара при десантировании грузов снабжения по сочетанию энергоемкости, дешевизны и массы.
Десантирование макета груза с самолета АН-12Б. 1979—1980 гг.
Макет груза, использовавшийся при десантированиях с самолета Ан-12Б. |
Однокупольная система ПГПВ-50, размещенная в нише гермостворки. |
Несколько сложнее оказался выбор амортизации для такого объекта, как БМД-1. Тут энергоемкость амортизаторов требовалось увеличить.
В результате остановились на варианте с комбинированной амортизацией из сочетания бумажных и алюминиевых сотоблоков (как уже упоминалось ранее, амортизацию с алюминиевыми сотоблоками специалисты «Универсала» в 1980 г. испытывали в амортизационных лыжах опытных бесплатформенных средств 3Ш70). К недостаткам бумажно-сотовой амортизации относились «просадка» сотоблоков при транспортировке(что требовало дополнительной подтяжки швартовочных средств перед вылетом) и быстрое «проседание» при ударе платформы, приводившее к значительному ослаблению швартовочных средств и резкому смещению груза вперед (при десантировании снабженческих грузов это смещение ограничили передней стенкой). Этим было вызвано дополнение бумажно-сотовых блоков амортизацией из алюминиевых сотоблоков.
У специалистов НИИ АУ к моменту выдачи техзадания от ОКБ Ильюшина уже имелись наработки по парашютной системе для низковысотного десантирования. Опытная система с шифром 14777-77 включала серийную вытяжную систему ВПС-8 и опытную систему с крестообразным парашютом площадью 50 м2.
Испытания системы 14777-77 буксировкой за самолетом провели в 1976-1979 гг. В 1979-1980 гг. состоялись летные эксперименты с опытной парашютной системой (с десантированием макета груза и доработанной платформы П-7) с использованием самолета Ан-12Б (ОКБ O.K. Антонова, кстати, начало работы по десантированию грузов с предельно малых высот несколько раньше «ильюшинцев»). Велась отработка как опытной парашютной системы, так и методики десантирования.