Подготовка бронетранспортера БТР-Д к десантированию на парашютно-реактивной системе ПРСМ-925. Ходовая часть установлена на минимальный клиренс
КШМ на базе БТР-Д, подготовленная к десантированию на ПРСМ-925. Хорошо видны крепление сложенного щупа на борту, поперечные стяжки гусениц (гусеницы стягиваются для предотвращения цепляния звеньев за ходовую часть после сбрасывания), мат, укрывающий корпус машины.
Генерал-майор армии США Д. Гейвин в книге «Воздушно-десантная война», изданной еще в 1947 г., упоминал две системы, проходившие в то время испытания. По первому варианту к грузу крепилась U-образная труба с песком и пороховым зарядом. Перед самым приземлением пороховой заряд подрывался пиропатроном, выстреливая песок вниз, отдача выстрела амортизировала удар о землю. Во втором варианте под парашютом размещался небольшой пороховой заряд, а под грузом — щуп (лот). При касании щупом земли заряд подрывался, а его взрывная волна обеспечивала «прыжок» парашюта вверх (если описание Гейвина верно). Та же идея увеличения давления воздуха под куполом парашюта перед приземлением реализовывалась в опытных разработках «Универсала» несколько проще — с помощью инерционно-тормозной системы. Во Франции Ж. Мишелар получил патент на «Приспособление для реактивного торможения грузов, спускаемых на парашютах» (в СССР в это время уже отрабатывали реальные ПРС).
В 1980-е гг. в США проходила испытания парашютно-реактивная система PRADS (Parachute Retro-Rocket Airdrop System) для десантирования различных грузов. От советских ПРС ее отличали в основном многокупольная парашютная система и размещение груза на платформе. Сообщалось также о разработке в начале 1990-х гг. в специальном центре Командования тыла Армии США системы LARRAS (Low Altitude Retro-Rocket Airdrop System) для сброса грузов общей массой до 27000 кг (на нескольких связанных друг с другом платформах) с высоты 90 м — сочетания вытяжных парашютов с тормозными реактивными двигателями. Но на вооружении ВВС США системы PRADS или LARRAS не принимались. Практическое же значение использования ПРС в отечественных ВДВ подтверждено многолетней практикой.
Тактико-технические характеристики парашютно-реактивных систем
ПРС |
ПРСМ-915 |
ПРСМ-925 |
1976 |
1978 |
|
Предназначена для десантирования |
БМД-1, БМД-1К |
БТР-Д |
Состав |
Тормозная двигательная установка (ТДУ). Система включения ТДУ. Установочно-амортизирующее устройство. Парашютная система ОКС-540 серии 3. |
Тормозная двигательная установка (ТДУ). Система включения ТДУ. Установочно-амортизирующее устройство. Парашютная система ОКС-540 серии 4. |
Масса десантируемой техники, кг |
7000 |
до 8000 |
Полетная масса ПРС, кг |
1060±20 |
1110±30 |
Масса средств десантирования от полезной нагрузки, % |
15 |
14 |
Высота десантирования над площадкой приземления, м |
от 500 до 1500 |
|
Скорость полета (по прибору) при сбрасывании, км/ч: |
||
- самолета Ил-76 |
260—400 |
260-400 |
- самолета Ан-22 |
320—380 |
320—340 |
- самолета Ан-12Б |
350—400 |
|
Вертикальная скорость снижения на основном парашюте, м/с |
16—23 |
17—27 |
Реактивная сила блока ПРД, кгс |
18750—30000 |
30000—40000 |
Номинальная скорость приземления, м/с |
3,5—5,5 |
|
Максимальная (допустимая при сбрасывании) скорость ветра у земли, м/с |
8 |
10 |
Количество ПРД в блоке |
3 |
4 |
Источники и литература
1. Беляев Ю. Средства десантирования грузов с самолетов ВВС США // Зарубежное военное обозрение. — 1989, №9.
2. Варченко Л. Уход за парашютной платформой П-7//Техника и вооружение. —1987, №8.
3. Высоконадежные парашютные платформы «Универсала» //Аэрокосмический курьер. — 2002, №2.
4. Гейвин Д. Воздушно-десантная война. — М.: Воениздат, 1957.
5. Герасименко И.А. Воздушно-десантная подготовка 4.1 и 2. — М.: Воениздат, 1988.
6. Герасименко И.А., Комов И.А. Воздушно-десантная подготовка. Ч.З. —М.: Воениздат, 1989.
7. Некоторые вопросы грузовой парашютно-десантной техники. — М.: Агрегатный завод «Универсал» МАП, 1971.
8. Сорокин Ю.М. Летопись и жизнь СТЗ-ВгТЗ // Рукопись. — Волгоград, 2005.