Фронтовые бомбардировщики Ту-2, оставшиеся после войны в большом количестве, были приняты для десантирования габаритных грузов и техники по инициативе генерал-лейтенанта А.Ф. Казанкина, ставшего командующим ВДВ в октябре 1947 г., поддержанной сменившим его на этом посту в конце 1948 г. генерал-полковником (впоследствии Маршалом авиации) С.И. Руденко. Много усилий в переоборудование этих самолетов внесли начальник штаба ВДВ (впоследствии заместитель командующего ВДВ) генерал-лейтенант С.Е. Рождественский, начальник отдела ГКНИИ (затем - УОСАТ) ВВС полковник А.И. Грызлов.
Для сброса мелких грузов из бомболюков или с внешних держателей бомбардировщика Ту-2 служили парашютные контейнеры, выполненные в габаритах и с подвесными устройствами авиационных бомб (естественное решение при переделке серийных бомбардировщиков), в том числе:
- парашютно-десантная тара ПДТЖ-120 для жидких грузов (ГСМ, спирт, вода, окислитель для жидкостных ракетных двигателей);
- грузовой контейнер П-85, изготовленный в габаритах авиабомбы ФАБ-3000, тара П-21 на груз в 300 кг в габаритах ФАБ-1000, а также тара П-75 в габаритах ФАБ-1500;
- контейнер П-89 для спасательного оборудования (принят на снабжение в 1954 г. под обозначением КАС-90);
- контейнер ПДТС-100 для сбрасывания грузов на воду и на сушу.
Алюминиевый парашютно-десантный контейнер П-27 (ПДТЖ-120) для жидких грузов, принятый на снабжение в январе 1949 г. | Парашютно-десантный контейнер со световой сигнализацией, предназначенный для десантирования различных грузов. Принят на снабжение в январе 1951 г. | Парашютно-десантный контейнер П-75 в габаритах авиационной бомбы ФАБ-1500 с разборным колесным ходом для перекатывания по земле. Проходил госиспытания в 1951 г. |
Парашютно-десантные мешки |
Тара для жидких грузов |
||||
ПДММ-42 |
ПДММ-47 |
УПД-ММ |
ПДББ-120 |
ПДТЖ-120 |
|
Год принятия |
1942 |
1947 |
1942 |
1950 |
1953 |
Грузоподъемность или емкость |
100 кг |
100-120 кг |
215 кг |
120 л |
120 л |
Общая длина с парашютом и амортизатором |
1900-2000 мм |
2080 мм |
3200 мм |
1600 мм |
1890-1900 мм |
Диаметр |
450 мм |
430 мм |
450 мм |
400 мм |
400 мм |
Тип парашюта |
ПДК-42 |
ПГ-125-47 |
Г-12 |
ПДК-42 |
ПГ-125-47 |
Парашютные системы контейнеров раскрывались принудительно (фалом) или с помощью дистанционного прибора типа ДП-1. Та же парашютно-десантная тара могла использоваться и с другими самолетами - Ил-12Т, Ил-12Д, Ли-2, По-2.
В 1948 г. выдержал госиспытания парашютно-десантный контейнер П-10 для ГСМ (собирался из отдельных резервуаров, каждый из которых мог переноситься одним человеком), в 1949 г. - разборный универсальный контейнер П-62. В начале 1948 г. завод №468 продемонстрировал действие стержневой подвески П-15, предназначенной для сброса с Ту-2 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2 или 76-мм пушки ЗИС-3 с многокупольной парашютной системой МКС-15 разработки Научно-исследовательского и экспериментального института парашютно-десантных систем (НИЭИПДС, ныне ФГУП «НИИ Парашютостроения»). Для парашютного десантирования 57- и 76-мм пушек служила также подвеска П-55, созданная в 1949 г. Вскоре специалисты завода продемонстрировали парашютное десантирование 120-мм миномета (подвеска П-17), автомобиля ГАЗ-67Б (подвеска П-32) и других объектов. Эти парашютные подвески пошли в серийное производство. Подвески П-29 для мотоцикла с коляской и П-35 для двух одиночных мотоциклов, представленные в 1948 г., прошли госиспытания, как и подвески П-59 для 12,7-мм пулемета ДШК (на узлы П-29) и П-60 для 45-мм пушки на Ту-2 и Ил-12Т (обе -1950 г.). А вот проведенную в 1948 г. опытно-конструкторскую работу по тросовой подвеске П-25 для 57- и 76-мм пушек остановили на этапе госиспытаний.
Разборный парашютно-десантный контейнер П-62 для десантирования с самолетов Ту-2 или Ил-12 различных грузов в металлических ящиках. Проходил испытания в 1949 г. | Схема парашютной подвески П-55 для десантирования 57-мм пушки ЗИС-2 или 76-мм пушки ЗИС-3 с многокупольной парашютной системой МКС-15 (МКС-36) с самолета Ту-2. Принята на снабжение в январе 1950 г. |