Помимо деятельности московского и горьковского коллективов, а также выпуска аэросаней заводами промышленности в рамках выполнения постановлений ГКО, можно отметить работы отдельных энтузиастов и инициативных групп.
В частности, в Котласском военном училище были построены аэросани конструктора Ферштера с мотором М-22, но, в силу отсутствия специальных материалов и условий производства, они оказались неудачными. В 3-й ремонтной аэросанной роте по проекту братьев Бескурниковых построили аэросани АСД-400 для перевозки 15 человек. Из-за ненадежности подвески (были использованы спаренные амортизаторы четырехлыжных аэросаней НКЛ-16) АСД-400 не были приняты на вооружение, а опытный образец передали на Полигон ПВО для специальных целей.
Интересно, что аэросани кустарного изготовления даже попадали к немцам в качестве трофеев. Так, под Армавиром на аэродроме наряду с зенитными установками и другой техникой были захвачены аэросани с мотором М-11.
Опытные аэросани АСД-400. | Аэросани кустарного производства, захваченные немцами на аэродроме под Армавиром. |
Проект колесного приспособления для аэросаней НКЛ-16-42, позволяющего преодолевать участки, оголенные от снега. 1943 г.
Аэросани НКЛ-16-42, оснащенные лыжами с пружинным кабаном |
Аэросани НКЛ-16-42, оснащенные экспериментальной двухлыжной подвеской с рулевыми коньками. |
Литература
1. Аэросани НКЛ-16. Краткое руководство службы. — Воениздат, 1942.
2. Аэросани НКЛ-16 и НКЛ-26. Руководство по эксплоатации и обслуживанию. — Воениздат, 1942.
3. Есин П. Аэросани в общевойсковом бою //Журнал Автобронетанковых войск. — 1942, №6.
4. Евстюшин Н.И. Развитие аэросанного транспорта в СССР. -М.,1957.
5. Памятка водителю аэросаней. — Воениздат, 1942.
6. Колесников, Гришин, Андреев, Михайлов. Отчет по испытанию аэросаней НКЛ-16 выпуска 1942 г. — НИБТП, 1942.
7. Сыч, Зезин, Шапов. Отчет по испытанию стартового приспособления на аэросанях НКЛ-16. — НИБТП, 1944.
8. Сыч, Горнелин, Белинский. Аэросани и мотосани .- НИИБТП, 1945.