Оглавление

NKL1641023.jpg NKL1641026.jpg

Схема рулевого управления аэросаней НКЛ -16-41.

Подошва лыжи была выполнена из 10-мм фанеры. Для повышения устойчивости снизу лыжи крепился металлический подрез. Лонжерон, выполненный из сосновой доски, крепился к подошве тремя кронштейнами и стойками кабана. Кабан лыжи состоял из четырех стоек, к верхним концам которых крепилась втулка для надевания лыжи на полуось. К задней части кабана фиксировалась обойма с роликами тормозных тросиков. Сам тормозной механизм, состоявший из двух вращающихся на оси тормозных рычагов (штырей), монтировался под кабаном. В подошве лыжи под кабаном с обеих сторон лонжеронов имелись прорези для выхода тормозных штырей, врезавшихся в снег и тормозивших аэросани. В нерабочем положении штыри держались пружинами, закрепленными на лонжероне. Тормозные механизмы приводились тросом от двух ножных педалей в носовой части саней.

На аэросанях имелось рулевое управление обратимого типа с передаточным отношением 1:18. Оно состояло из штурвала с тросовым барабаном, тросовой проводки, главного вала управления с одноплечим рычагом, сошек и тяг. Штурвал крепился на трубчатой оси, а сама ось с помощью кронштейнов — к приборной доске и к переднему шпангоуту. На оси штурвала крепился барабан для намотки троса проводки управления, от которого приводился рычаг главного вала. Тросы рулевого управления направлялись роликами, два из которых находились с правой стороны внутри корпуса саней возле места механика-водителя, один — у приборной доски и еще один — на бобышке в задней внутренней части корпуса аэросаней. На выходных концах главного вала крепились сошки, соединенные с ведущими к полуосям лыж рулевыми тягами.

Управление мотором осуществлялось регулированием дроссельной заслонки карбюратора, приводимой тросовой проводкой от ножной педали газа в носовой части саней.

Авиамотор типа М-11 устанавливался на подмоторной раме, размещавшейся в задней части аэросаней над корпусом. Подмоторная рама состояла из двух дугообразных труб сечением 30x27 мм, сваренных в нижней части в два узла. Рама при помощи болтов крепилась к двум задним узлам корпуса аэросаней.

К передней части подмоторной рамы приваривалось ушко, к которому крепился масляный бак. Сверху и с боков подмоторная рама закрывалась капотом. На многих аэросанях устанавливались подмоторные рамы, изготовленные не из труб, а из углового железа.

Воздушный винт аэросаней был деревянный, двухлопастный, толкающий. Ограждение винта состояло из шести деревянных реек или тонкостенных труб, связанных по три в два узла. Ограждение (применительно к одной стороне) крепилось в трех точках к мотораме, к узлу на подкосе моторамы и к узлу крепления задней полуоси. Ограждение, как правило, красилось в красный цвет.

По итогам эксплуатации аэросани НКЛ-16 прошли модернизацию, и в 1942 г. была принята к производству усовершенствованная модель НКЛ-16-42.

NKL1641024.jpg NKL1641027.jpg
Запуск мотора с помощью амортизатора и ремня. Запуск мотора с помощью амортизатора.
NKL1641025.jpg

ТТХ НКЛ-16-41

Длина мм

5900

Ширина мм

2530

Высота по мотору мм

2070

Высота по винту, мм

2723

База, мм

3100

Клиренс по корпусу мм

265

Клиренс по винту, мм

323

Длина лыж, мм

2743

Полный вес, кг

1600

Сухой вес, кг

1160

Удельное давление на грунт передних лыж, кг/см2

0,05

Экипаж чел

1-2

Нормальная нагрузка чел

3-4

Удельное давление на грунт задних лыж, кг/см2

0,06

Максимальная скорость по плотному снегу на ровной местности км/ч

60

Средняя техническая скорость км/ч

20-30

Радиус поворота м

10

Полезная нагрузка кг

440

Расход горючего в час кг

20-25

Запас хода по проселочной дороге км

160

Запас хода по снежной целине, км

100

Емкость бензобака, л

165

Емкость масляного бака л

20

Двигатель

М-11Г, авиационный бензиновый, воздушного охлаждения

Номинальная мощность, л.с.

100

Сухой вес двигателя, кг

165

 

Оглавление