Схема рулевого управления аэросаней НКЛ -16-41.
Подошва лыжи была выполнена из 10-мм фанеры. Для повышения устойчивости снизу лыжи крепился металлический подрез. Лонжерон, выполненный из сосновой доски, крепился к подошве тремя кронштейнами и стойками кабана. Кабан лыжи состоял из четырех стоек, к верхним концам которых крепилась втулка для надевания лыжи на полуось. К задней части кабана фиксировалась обойма с роликами тормозных тросиков. Сам тормозной механизм, состоявший из двух вращающихся на оси тормозных рычагов (штырей), монтировался под кабаном. В подошве лыжи под кабаном с обеих сторон лонжеронов имелись прорези для выхода тормозных штырей, врезавшихся в снег и тормозивших аэросани. В нерабочем положении штыри держались пружинами, закрепленными на лонжероне. Тормозные механизмы приводились тросом от двух ножных педалей в носовой части саней.
На аэросанях имелось рулевое управление обратимого типа с передаточным отношением 1:18. Оно состояло из штурвала с тросовым барабаном, тросовой проводки, главного вала управления с одноплечим рычагом, сошек и тяг. Штурвал крепился на трубчатой оси, а сама ось с помощью кронштейнов — к приборной доске и к переднему шпангоуту. На оси штурвала крепился барабан для намотки троса проводки управления, от которого приводился рычаг главного вала. Тросы рулевого управления направлялись роликами, два из которых находились с правой стороны внутри корпуса саней возле места механика-водителя, один — у приборной доски и еще один — на бобышке в задней внутренней части корпуса аэросаней. На выходных концах главного вала крепились сошки, соединенные с ведущими к полуосям лыж рулевыми тягами.
Управление мотором осуществлялось регулированием дроссельной заслонки карбюратора, приводимой тросовой проводкой от ножной педали газа в носовой части саней.
Авиамотор типа М-11 устанавливался на подмоторной раме, размещавшейся в задней части аэросаней над корпусом. Подмоторная рама состояла из двух дугообразных труб сечением 30x27 мм, сваренных в нижней части в два узла. Рама при помощи болтов крепилась к двум задним узлам корпуса аэросаней.
К передней части подмоторной рамы приваривалось ушко, к которому крепился масляный бак. Сверху и с боков подмоторная рама закрывалась капотом. На многих аэросанях устанавливались подмоторные рамы, изготовленные не из труб, а из углового железа.
Воздушный винт аэросаней был деревянный, двухлопастный, толкающий. Ограждение винта состояло из шести деревянных реек или тонкостенных труб, связанных по три в два узла. Ограждение (применительно к одной стороне) крепилось в трех точках к мотораме, к узлу на подкосе моторамы и к узлу крепления задней полуоси. Ограждение, как правило, красилось в красный цвет.
По итогам эксплуатации аэросани НКЛ-16 прошли модернизацию, и в 1942 г. была принята к производству усовершенствованная модель НКЛ-16-42.
Запуск мотора с помощью амортизатора и ремня. | Запуск мотора с помощью амортизатора. |
ТТХ НКЛ-16-41 |
|
Длина мм |
5900 |
Ширина мм |
2530 |
Высота по мотору мм |
2070 |
Высота по винту, мм |
2723 |
База, мм |
3100 |
Клиренс по корпусу мм |
265 |
Клиренс по винту, мм |
323 |
Длина лыж, мм |
2743 |
Полный вес, кг |
1600 |
Сухой вес, кг |
1160 |
Удельное давление на грунт передних лыж, кг/см2 |
0,05 |
Экипаж чел |
1-2 |
Нормальная нагрузка чел |
3-4 |
Удельное давление на грунт задних лыж, кг/см2 |
0,06 |
Максимальная скорость по плотному снегу на ровной местности км/ч |
60 |
Средняя техническая скорость км/ч |
20-30 |
Радиус поворота м |
10 |
Полезная нагрузка кг |
440 |
Расход горючего в час кг |
20-25 |
Запас хода по проселочной дороге км |
160 |
Запас хода по снежной целине, км |
100 |
Емкость бензобака, л |
165 |
Емкость масляного бака л |
20 |
Двигатель |
М-11Г, авиационный бензиновый, воздушного охлаждения |
Номинальная мощность, л.с. |
100 |
Сухой вес двигателя, кг |
165 |