Оглавление

MchTruck189.jpg

Подтягивание лебедкой артсистемы А-19. При необходимости «Коминтерн; преодолевал труднопроходимый участок без груза, а затем лебедкой вытягивал прицеп

MchTruck190.jpg

Усовершенствованная топливная система, устанавливавшаяся на тракторах начиная с №1501 (1939 г.).

Несмотря на сравнительно высокую общую прочность, износоустойчивость и надежность, «Коминтерн» имел ряд недостатков: недостаточную поперечную устойчивость, являвшуюся следствием узкой колеи и высокого расположения центра тяжести машины; из-за неудачной конструкции ведущего колеса при небольшом его износе гусеница соскакивала, особенно при поворотах машины. Быстро изнашивались зубья промежуточных дисков и направляющих шлиц муфты главного фрикциона. Были случаи скручивания первичного вала коробки передач. "Без видимых внешних причин ломались лапы крепления нижнего картера главной передачи». Часто обрывались болты сальников ведущих колес.

В ходе эксплуатации, невзирая на недостатки, установленные для «Коминтерна» межремонтные сроки соблюдались даже в тяжелых условиях работы. «Были примеры работы двигателей на протяжении 2000 км лишь с одной перетяжкой подшипников коленчатого вала вполне удовлетворительной последующей работой этого двигателя».

На 22 июня 1941 г. в армии имелось всего около 1,5 тыс. «Коминтернов», из них в артиллерии - 1017, что составляло 3,3% от общего парка тракторов.

Недостаток запасных частей, потери первых дней войны и интенсивное использование привели к тому, что число «Коминтернов» постоянно снижалось. Так, на 1 сентября 1942 г. имелось немногим более 600 тракторов этого типа.

MchTruck192.jpg MchTruck191.jpg
Брошенные тракторы «Комсомолец» и «Коминтерн». «Коминтерн» оснащен индивидуальными топливными баками, устанавливавшимися с 1939 г. «Коминтерн», ставший трофеем немцев в 1941 г.

На 1 января 1943 г. в артиллерии числилось 385 «Коминтернов».

Приведенные цифры наглядно иллюстрируют динамику снижения численности «Коминтернов» в войсках. Аналогичная ситуация имела место и с остальными быстроходными артиллерийскими тягачами, которые постепенно вытеснялись народнохозяйственными тракторами. Если в январе 1941 г. быстроходные тракторы составляли 26% наличного парка, то к началу 1943 г. их было только 11%.

В конце 1930-х гг. «Коминтерны» поставлялись в Испанию и Китай. Довольно много этих тракторов стали трофеями немцев в 1941 г. и применялись в вермахте.

Считается, что до наших дней ни одного трактора «Коминтерн» не сохранилось.

Использованы иллюстративные и документальные материалы ГАРФ, РГВА и частных коллекций.

Помощь в работе над статьей оказал М. Павлов.

Литература

1.  Трактор «Коминтерн». — М.: Военное издательство НКО СССР, 1941.

2.  Механическая тяга артиллерии в Великой Отечественной войне. — М., 1957.

Оглавление