Оглавление

Обеспеченность частей указанными тракторами удовлетворительного технического состояния составляет около 30-35%.

Вследствие указанного считаю необходимым просить Вас о постановке вопроса перед Комитетом Обороны при СНК СССР о строительстве двух специальных заводов по производству артиллерийских тракторов: одного по производству тракторов противотанковой, малокалиберной зенитной и дивизионной артиллерии, а другого - для тракторов корпусной и зенитной (76 и 85-мм пушек) артиллерии и артиллерии большой мощности.

Исходя из потребности в артиллерийских тракторах на 1941 год, с учетом покрытия общей потребности в них в течение 3-4 лет. Проектная мощность указанных заводов должна быть: а) по тракторам противотанковой и малокалиберной зенитной артиллерии — 7000 штук; б) по тракторам дивизионной артиллерии - 6000 штук; в) по тракторам корпусной и зенитной артиллерии — 4500 штук; г) по тракторам для артиллерии большой мощности — 2600 штук.

Учитывая крайнюю потребность в обеспечении артиллерийских частей специальными тракторами, вышеуказанной проектной мощности заводы должны достигнуть к 1 января 1943 года.

В основу производства специальных артиллерийских тракторов на вновь создаваемых заводах принять: а) для противотанковой, малокалиберной зенитной и полковой артиллерии и 76-мм пушки образца 1939 года (УСВ) - существующий в производстве трактор «Комсомолец» завода № 37; б) для дивизионной артиллерии — опытный образец трактора Т-22 (на базе танка Т-40) завода ГАЗ; в) для корпусной и зенитной артиллерии и артиллерии большой мощности - тип немецких тракторов «Краус-Маффей» и «Фамо».

Временно, впредь до создания производственной базы по производству двигателей дизелей соответствующих мощностей, на вышеуказанные тракторы ставить существующие двигатели, изготавливаемые для машин отечественного производства».

Перспективными тягачами дивизионной артиллерии должны были стать небронированные тракторы типа «Комсомолец-2». Еще в 1939 г. в Москве на заводе №37 под руководством Г.С. Суреняна на базе трактора Т-20 «Комсомолец» выпустили опытные образцы быстроходных артиллерийских тракторов ЛТ-1 и ЛТ-2 с автомобильными двигателями. Аналогичные тракторы изготовили на ГАЗе под маркой ГАЗ-20. Был спроектирован также трактор ГАЗ-21, отличавшийся величиной колеи.

В целом конструкции тракторов «Комсомолец-2» заводов №37 и ГАЗ были схожи и отличались производственным исполнением. Эти машины имели задние ведущие звездочки, были унифицированы по ходовой части с трактором «Комсомолец» и с легкими танками. Кабина была аналогична кабине грузового автомобиля ГАЗ-ММ. Грузовая платформа позволяла перевозить орудийный расчет. По своим тяговым свойствам новые тракторы могли буксировать орудия дивизионной и зенитной артиллерии. На тракторах использовались моторы ГАЗ-ММ мощностью 50 л.с. (ЛТ-1 и ГАЗ-20 №1) и ГАЗ-11 мощностью 76 л.с. (ЛТ-2 и ГАЗ-20 №2). Установка более мощного мотора потребовала усиления системы охлаждения, что на тракторе ЛТ-2 внешне проявлялось в установке капота с логотипом ЗИС.

MchTruck065.jpg  MchTruck068.jpgMchTruck066.jpg

Быстроходный артиллерийский трактор ГАЗ-20 на испытаниях.

Тракторы ЛТ-1, ЛТ-2 и ГАЗ-20 серийно не выпускались и существовали в единичных экземплярах, поскольку в этот период был сконструирован перспективный легкий танк Т-40, созданный для замены Т-37 и Т-38. В 1940-1941 гг. на ГАЗе с использованием узлов и агрегатов этого танка был разработан и изготовлен в опытных образцах артиллерийский трактор ГАЗ-22. Он должен был строиться серийно с мотором ГАЗ-11. Допускалось и возможность установки на ГАЗ-22 мотора ГАЗ-ММ, но это существенно снижало эксплуатационные параметры машины. Выявленные в ходе испытаний дефекты устранить до лета 1941 г. не успели, поэтому ГАЗ-22 серийно не выпускались.

MchTruck067.jpg MchTruck069.jpg

Быстроходный артиллерийский трактор ГАЗ-22 на испытаниях зимой 1941 г.

Оглавление