Оглавление

MchTruck061.jpg MchTruck063.jpg

Быстроходный артиллерийский трактор ЛТ-1.

MchTruck062.jpg MchTruck064.jpg
Быстроходный артиллерийский трактор ЛТ-2.
 

В ходе боев в полосе 9-й армии (командир - комкор М. Духанов, с 22 декабря - комкор В. Чуйков) был потерян 21 трактор «Комсомолец», семь из которых пришлось оставить на территории противника. В этой армии имели место случаи использования тракторов-транспортеров «Комсомолец» в качестве эвакуационных тягачей для вышедших из строя танков. Однако эти попытки не увенчались успехом из-за недостаточного сцепления гусениц трактора с грунтом. На Мурманском направлении в стрелковых частях 14-й армии (командир - комкор В. Фролов) насчитывалось 35 тракторов-транспортеров этого типа.

В ходе боевых действий финны в качестве трофеев захватили 56 тракторов «Комсомолец», которые впоследствии поступили на вооружение финской армии. Одна из этих машин использовалась до 1961 г.

Самый высокий процент обеспеченности артиллерии тракторами и автомобилями в довоенные 1939-1940 гг. в связи с советско-финляндской войной имел Ленинградский военный округ. Согласно отчету об использовании средств механической тяги артиллерийскими частями, принимавшими участие в боевых действиях, обеспеченность 26 артиллерийских полков и отдельных дивизионов большой мощности тракторами в этот период достигала 68% (1733 трактора), грузовыми автомобилями - 111 % (2024 машины). Однако подавляющая часть тракторного парка (94%) состояла из машин сельскохозяйственного типа, в том числе тракторов СТЗ-3 (48%), С-60 (26%) и С-65 (20%). Остальные 6% приходились на тягачи «Коминтерн» и «Комсомолец» (5%) и транспортные тракторы СТЗ-5 (1%).

Как указывалось в упомянутом отчете, техническое состояние тракторов, ранее находившихся в войсках, было вполне удовлетворительным, за исключением С-60, большинство их которых имело значительный износ и уже подвергалось капитальному ремонту. После убытия артиллерийских частей на фронт в пунктах комплектования оставались 354 непригодных для эксплуатации машин, в числе которых 171 трактор С-60, 36 - С-65 и 147 - СТЗ-3. Основным средством в этой войне для буксировки 45-мм противотанковых пушек и частично 76-мм полковых пушек были тракторы «Комсомолец».

Новое поколение

Артиллерийские части РККА остро нуждались в специализированных артиллерийских тракторах. На несоответствие производства и укомплектования артиллерии средствами механической тяги неоднократно обращалось внимание еще в довоенное время. Так, в сохранившемся проекте доклада народного комиссара обороны председателю Комитета обороны при Совете народных комиссаров СССР в декабре 1940 г. отмечалось:

«Производство артиллерийских тракторов для противотанковой, дивизионной, зенитной, корпусной артиллерии и артиллерии большой мощности далеко отстает от существующей потребности в них, а тракторов (кроме «Комсомольца») по своим тактико-техническим данным не удовлетворяют требованиям современных артиллерийских систем, находящихся на вооружении в Красной Армии. Вследствие чего, обеспеченность тракторами артиллерийских частей на механической тяге в настоящее время крайне низка.

...Основными причинами крайне тяжелого положения со средствами механической тяги в артиллерийских частях являются: а) отсутствие специальных заводов по производству артиллерийских тракторов, а переделка тракторов сельскохозяйственного типа в артиллерийские на существующих тракторных заводах не дает положительных результатов; б) отсутствие специальных конструкторских бюро по разработке артиллерийских тракторов, вследствие чего конструирование и научно-исследовательская работа по созданию артиллерийских тракторов возникает стихийно и никем не руководится; в) несоответствие поступающих на снабжение артиллерийских частей тракторов сельскохозяйственного типа как в количественном, так и в качественном отношении.

Оглавление