ИТ-1 в батальоне
Однако вернемся к рассказу о 96-м ОБИТ. В конце января 1968 г. в Нижний Тагил на Уралвагонзавод за первой партией ИТ-1 (14 машин) отправились приемщики — офицеры подразделений, в которые должны были поступить эти первые боевые единицы. Во второй половине февраля 1968 г. первая партия боевых машин была введена в строй и закреплена за экипажами 1-й и 3-й рот ИТ-1. Началась интенсивная практическая подготовка экипажей с отработкой всего перечня мероприятий по приведению комплекса вооружения в боеготовое состояние.
На начальном этапе в проведении теоретических и практических занятий на материальной части ИТ-1 активное участие принимали представители КБ заводов промышленности, которые выпускали элементы и блоки станции наведения, приборы стабилизации, прицелы и механизмы заряжания к данному комплексу. Особо тщательно готовились занятия с экипажами боевых машин и КПМ по последовательности проверки на функционирование комплекса вооружения, производства отсечки от солнечных и посторонних бликов с помощью ламп-фар и установки «нулевых» значений блока ВН-3 при нахождении ПТУР на линии прицеливания на цель. Производились тренировки магнетронов (для поддержания их исходных характеристик, восстановления вакуума) с помощью постороннего источника питания.
На первой партии боевых машин в период марта-июля 1968 г. были выявлены 26 поломок и отказов по вине экипажей ИТ-1 и расчетов КПМ. Вместе с этими поломками были зарекламированы шесть машин из-за конструктивных и производственных недостатков станций наведения 1С7. Учитывая наличие недостатков на ИТ-1 первой партии, находящихся в гарантии, в конце июня 1968 г. мне пришлось выехать с командой приемщиков в Нижний Тагил на Уралвагонзавод для приемки ИТ-1 непосредственно в цехе «Объекта 150» и проверки на работоспособность всей аппаратуры комплекса вооружений. В ходе приемки истребителей танков, подготовленных к отгрузке, выявились недостатки в крепеже механизмов заряжания и разъемов блоков станции наведения.
Постановка боевой задачи личному составу 96-го ОБИТ. | Экипаж истребителя танков ИТ-1. |
Кроме приемки очередной партии ИТ-1, я по поручению командования Управления ракетных войск и артиллерии БВО лично доложил старшему военному представителю на Уралвагонзаводе, районному инженеру и одному из заместителей главного конструктора обо всех недостатках конструктивного и производственного характера, выявленных в 96-м ОБИТ на первой партии истребителей танков, полученных в феврале 1968 г.3 По всем неисправностям предполагалось провести совместное совещание с представителями КБ-1, ТКБ и заводов промышленности с последующим выездом специалистов на места дислокации ОБИТ для изучения причин преждевременного выхода из строя станции 1С7 комплекса вооружения.
Тем временем 96-й ОБИТ готовился к предстоящим в конце сентября—октябре 1968 г. оперативно-тактическим учениям «Неман», в которых он должен был принимать участие в качестве противотанкового резерва на одном из этапов с боевым пуском ПТУР на Обуз-Лесновском полигоне. Для практического пуска выделялось четыре ракеты, которые равномерно роздали по ротам. В августе для контроля за устранением неисправностей, которые ранее были предъявлены по актам-рекламациям, выявленных поломок по вине личного состава, а также для знакомства с организацией эксплуатации и содержания ИТ-1 в батальон прибыл главный конструктор Уралвагонзавода Л.Н. Карцев. В течение трех дней он детально знакомился с причинами и характером преждевременных выходов из строя узлов и блоков станций наведения — ведь большинство отказов было выявлено именно по этой системе. Немалую работу проделали в это время и заводские бригады — они оказывали помощь экипажам истребителей танков и бригадам КПМ регламентного взвода в проведении выверки и настройки на материальной части, проводили обучение офицеров и солдат ОБИТ.
Скажу честно, помощь заводских бригад в устранении недостатков и, прежде всего, в обучении командиров и наводчиков-операторов ИТ-1 и расчетов КПМ 2В2 и 2В1 сыграла важную роль. Явно было видно, насколько улучшились знания и навыки личного состава в подготовке комплекса вооружения к боевому применению. Экипажи и расчеты уже могли выполнять качественно все работы согласно инструкции по эксплуатации. Расчеты КПМ 2В2 с помощью ламп-фар с осевой силой свечения в один миллион свечей, имитирующих свет трассера, грамотно проводили отсечку световых бликов, в том числе солнечных. Одновременно осуществлялась настройка и восстановление уходов нулевых показателей на блоке ВН-3. Командиры КПМ взвода регламентных работ лейтенанты В.П. Флеенко, И.С. Голубцов и И.А. Залуцкий непосредственно занимались проверкой станций наведения и их настройкой с очисткой и промывкой всех разъемов. При стыковке КПМ с ИТ-1 проводилась проверка надежности станции 1С7 и порядок прохождения радиокоманд на ПТУР. Расчеты КПМ 2В1 проверяли цепи питания ПТУР, наличие воздуха в воздушном баллоне давлением 150 атм., а также осуществляли контроль раскрываемости рулевых приводов ракеты. Были проверены четыре ракеты 3М7, которые подлежали пуску на учении.
В ходе учения «Неман» каждая рота истребителей танков осуществила по одному успешному пуску ПТУР с указанного рубежа по неподвижным бронированным целям на дальности до 2800 м в дневных условиях. На учении были задействованы и заводские ремонтные бригады для оказания технической помощи. Преждевременных поломок и отказов из-за неправильной эксплуатации или по конструктивным и производственным недостаткам выявлено не было.
3 Еще на НИИБТ полигоне остряки-испытатели в противовес сотрудникам КБ-1, применявшим к опытным истребителям танков «Объект 150» термины «носитель № 1» и «носитель №2», называли их «носитель неисправностей №1»и «носитель неисправностей №2» (Прим. ред.).