Оглавление

HstGT80123.jpg

Танк «Объект 219» с одним из вариантов ЗПУ.

Неоценимую помощь ЛКЗ в исследованиях системы воздухоочистки танка «Объект 219» оказали специалисты ВНИИТрансМаш, разработавшие оригинальную методику, необходимое оборудование и непосредственно выполнявшие замеры в реальных условиях среднеазиатского региона.

По окончании опытной войсковой эксплуатации танков «Объект 219» было представлено итоговое донесение, в заключении которого, в частности, было отмечено: «Танк «Объект 219»... целесообразно рекомендовать для принятия на вооружение Советской Армии и постановки на серийное производство с устранением в процессе производства недостатков, выявленных в период опытной войсковой эксплуатации».

В качестве подтверждения оснований для данного заключения приводились следующие выводы:

«1. Запланированный объем опытной войсковой эксплуатации 10— 11 тыс. км пробега батальоном выполнен полностью и в установленные сроки.

2. Боевая готовность танков «Объект 219» в 1,5—2,0 раза превышает боеготовность дизельных танков в весенне-осенний период, а при отрицательных температурах окружающего воздуха боеготовность значительно выше, что достигается за счет хороших пусковых качеств ГТД.

3.  Танк «Объект 219» обладает высокой маневренностью и способен, как показал опыт тактических учений, самостоятельно, а также во взаимодействии с мотострелковыми подразделениями на БМП успешно решать боевые задачи в различных видах боя, стремительно выдвигаться к переднему краю со скоростью 25—30 км/час и более, атаковать противника, находясь меньшее время под действием его огневых средств.

...5. Высокая проходимость танка «Объект 219» обеспечивала возможность совершать марши в зимний и весенний периоды по пересеченной местности и бездорожью, по утвержденным трассам Точкою полигона и в Средней Азии, без предварительной инженерной подготовки маршрутов.

6. Простота управления танком, малое переключение передач за счет высокого значения коэффициента приспособляемости двигателя: незаглохаемость двигателя при резких перегрузках; малые усилия на органах управления, низкий уровень вибрации и шумов; хорошая плавность хода — уменьшают утомляемость экипажа и позволяют эффективно решать боевые задачи при выдвижении на большие расстояния.

7. Высокие скорости движения позволяют сократить время на выполнение тактических нормативов в подразделении танков «Объект 219» на 20-25%.

... 14. Централизованная система заправки топлива под давлением обеспечивает чистоту заправки в любых условиях, при этом время заправки одной машины составляет 15 минут.

Для транспортировки запаса топлива в количестве, установленном приказом МО от 12.03.74 г. №0025, батальону необходимо иметь 3  топливных заправщика АЦ-8,5-255Б или 4 штуки АЦ-5-375.

15. Время и трудоемкость технического обслуживания танков «Объект 219» в сравнении с другими объектами уменьшены в 1,5—2,0 раза. Комплект ЗИП танка обеспечивает выполнение всех видов технического обслуживания.

Средний ресурс двигателя 8 серии превышает 520 часов.

После выполнения программы опытной войсковой эксплуатации 94% танков находились в работоспособном состоянии.

Для дальнейшего совершенствования танка «Объект 219» и улучшения условий его эксплуатации предлагается:
- улучшить обзорность приборов наблюдения членами экипажа;
- увеличить глубину преодолеваемого брода без предварительной подготовки;
- установить дальномер;
- стабилизировать поле зрения командирской башенки;
- усилить крепление гребней гусеницы;
- в звене батальон — полк предусмотреть машину технического обслуживания (МТО) на базе гусеничных машин;
- машины технического обслуживания (МТО) и танкоремонтные мастерские типа «А» оборудовать средствами для запуска двигателя танка «Объект 219»;
- танковый тягач для эвакуации танка «Объект 219» необходимо иметь на базе этого танка».

Последние дискуссии

Итоги и результаты опытной войсковой эксплуатации были проанализированы и в аппарате МО СССР. По-военному четко и предельно ясно отношение заказчика48 в лице начальника Генерального штаба В.Г. Куликова было сформулировано в ответе №343/3/0021 «О производстве танков с газотурбинными двигателями» от 18 января 1976 г. на поручение ЦК КПСС № 1252 от 12 мая 1975 г.

«Докладываю:

Вопрос о производстве танков с газотурбинными силовыми установками — объект 219 Министерством обороны СССР еще раз тщательно рассмотрен.

Проведенные испытания и опытная войсковая эксплуатация танков объект 219 показали, что эти танки при сравнительно высоких маневренных качествах имеют большой расход топлива, в 1,6-1,8 раза превышающих расход топлива танками с дизельными двигателями, что вызывает крайне нежелательное увеличение тыловых средств подвоза топлива в войсковых частях и соединениях.

Комплекс вооружения танка объект 219 и его броневая защита также не имеют преимуществ по сравнению с серийно выпускаемыми танками «Урал» (Т-72) и Т-64А.

 В связи с изложенным, а также учитывая, что армии не требуется третий тип среднего танка с аналогичными боевыми характеристиками, Министерство Обороны СССР ограничило заказ танков объект 219 на 10-ю пятилетку 30 машинами (с поставкой в 1976 году).

В. Куликов 18 января 1976 г.»


48 Деятельность определенного круга лиц, проводимая на уровне руководства страны против принятия на вооружение танка с ГТСУ «Объект 219» (ЛКЗ) и на свертывание массового производства Т-72 (УВЗ), отчасти представлена в книге «Николай Кучеренко. Пятьдесят лет в битве...» (с. 258-260). Оставаясь в тени и подводя под удар старших и высших офицеров МО, эти персонажи загнали в тупик и начальника - главного конструктора ХКБМ, доктора технических наук А.А. Морозова, сделавшего 17 ноября 1972 г. в своем дневнике следующую запись: «Сегодня стало известно, что Венедиктов закончил в Ашхабаде проверку своих изделий. Комиссия положительно оценила результат и рекомендует Т-72 в серию. Потапов тоже подписал заключение. Мнения Проскурякова не знаю. Очевидно, это начало нашего конца! После этого все наши работы по серии, «439» и «450» не будут иметь веса и внимания». Спустя полтора месяца появилась еще одна запись: «... Фон для работы в 1973 и 1974 гг. получается крайне мрачным, и рассчитывать на какой-то «расцвет» нашего КБ очень трудно, так как для этого нет хорошей основы...»

Оглавление