Оглавление

HstGT80085.jpg
Данные эксперимента по определению необходимого времени перехода из отделения управления в боевое, при различных углах положения башни. Фотокопия схемы, составленной участниками испытаний.

В танке требовалось обеспечить возможность эвакуации членов экипажа через любой люк, а также переход из отделения управления в боевое и обратно (в зимней одежде).

Разработку нового двигателя необходимо было выполнять с учетом возможности его установки вместо ГТД-1000Т в ранее выпущенных танках «Объект 219» при проведении капитального ремонта.

После утверждения ТТТ были разработаны:
-  технический проект двигателя ВТДТ-1000Т;
-  технический проект ГТСУ на танк «Объект 219» с ГТД ВТДТ-1000Т.

В заключении совещания по рассмотрению представленных проектов отмечалось:

«1. Принятые в техническом проекте параметры рабочего процесса двигателя ВТДТ-1000Т являются целесообразными, реально достижимыми и обеспечивают получение, заданных в ТТТ мощности и экономичности. По уровню параметров двигатель ВТДТ-1000Т близок к зарубежным опытным ГТД мощностью 1000—1500 л. с.

2.  Конструкция узлов турбокомпресоорного блока двигателя и силовая схема аналогичны конструкции доведенного опытного двигателя ГТД-1000Т, что является оправданным и целесообразным.

3.  Новыми узлами двигателя, требующими доводки конструкции, являются высокотемпературная охлаждаемая турбина компрессора 2 каскада, двухступенчатая силовая турбина с РСА и двухсекционный теплообменник с перепускными золотниками.

4.  Принятая конструктивная схема двухсекционного пластинчато-ребристого теплообменника, расположенного несимметрично относительно оси двигателя, обусловлена заданными требованиями компоновки двигателя в ограниченном по объему МТО танка «Объект 219М». Применение такой схемы теплообменника может привести к возникновению короблений и поломок теплообменника и корпусных деталей. Поэтому целесообразно проработать компоновку двигателя с кольцевым теплообменником.

5.  Уровень КПД основных узлов двигателя соответствует максимально достигнутому в настоящее время в узлах малоразмерных ГТД. Принятые параметры ряда узлов двигателя ВТДТ- 1000Т подтверждены экспериментальными данными по результатам испытаний узлов двигателя ГТД-1000Т. Экспериментальные данные по испытаниям теплообменника и охлаждаемой турбины компрессора 2 каскада, являющимися наиболее напряженными узлами, в проекте отсутствуют.

6. С учетом замечаний по доработке отдельных узлов представленный тех. проект двигателя ВТДТ-1000Т может быть одобрен. К защите необходимо представить экспериментальные данные и характеристики основных узлов двигателя.

7.  При дальнейшем развитии двигателя целесообразно предусмотреть мероприятия по его форсированию с целью увеличения мощности при повышенной температуре окружающего воздуха».

Тем не менее, в заключение ВП по проекту ВТДТ-1000Т наряду с вышеизложенным говорилось:

«.. .2. При современном уровне отечественного производства ГТД и достижений металлургической промышленности у ВТДТ-1000Т резервы увеличения мощности отсутствуют.

3. Наиболее сложными вопросами при создании и доводке двигателя являются:
- обеспечение работоспособности высокотемпературной турбины с охлаждаемыми лопатками, особенно при работе в условиях повышенной запыленности окружающего воздуха;
- обеспечение эксплуатационной надежности теплообменника, особенно при работе на дизельных топливах и в условиях повышенной запыленности окружающего воздуха;

...6. Тех. проект ВТДТ-1000Т, в основном соответствует ТТТ УНТВ и ТЗ главного конструктора танка».

Изложенная в инструкции к танку Т-64А процедура подготовки к переходу механика-водителя из отделения управления в боевое или доступа к нему из боевого отделения предусматривала выполнение последовательных действий по демонтажу внутреннего оборудования танка, описание которых занимало 1,5 страницы. В реальных боевых условиях члены экипажа без выхода из машины оказать друг другу помощь не могли.

Возможность перехода из отделения управления в боевое и обратно прорабатывалась в отделе №5 ЛКЗ под руководством В.А. Тимофеева. В результате был разработан МЗ с измененным расположением боекомплекта. Вертикальное расположение снарядов позволило избежать ограничения их количества по габаритным соображениям в связи с увеличением мощности. Конструктивное исполнение крепления кассет исключило необходимость их демонтажа для обеспечения доступа из боевого отделения в отделение управления. МЗ был изготовлен и прошел успешные испытания в опытном образце танка «Объект 259». Дальнейшая деятельность в этом направлении была прекращена из-за необходимости перестройки существующего производства40.

Один из вариантов повышения огневой мощи танка представила сформированная на ЛКЗ совместно с ЦНИИ инициативная группа. В дальнейшем разработанные этим коллективом мероприятия по теме «Точность» нашли свое отражение в проекте 130-мм пушки и позднее - Д-81.

Второй вариант был связан с началом работ ЛКЗ по применению на танке «Объект 219» ракетного вооружения с лазерным управлением, разработанного КБП (г. Тула, главный конструктор - А.Г. Шипунов). В дальнейшем этот вариант был реализован в танке «Объект 219М».


40 К этому времени на Омском заводе транспортного машиностроения им. Октябрьской Революции уже был введен в эксплуатацию новый цех по производству МЗ конструкции Харьковского завода им. В.А. Малышева.

Оглавление