Согласно совместному решению МОП, МАП и МО СССР №7/5450 от 25 января 1973 г. относительно продолжения работ по танку «Объект 219» с ГТД-1000Т и ВТДТ-1000Т предлагалось:
«- обеспечить отработку мероприятий по устранению основных дефектов и их внедрение с танка № 1 выпуска 1973 г.;
- представить план работ по доведению гарантийного срока службы двигателя ГТД-1000Т до 500 м/ч на керосине и дизельном топливе и по обеспечению работоспособности его в условиях лессовой запыленности на КИ в июле—августе 1973 г.;
- представить перечень мероприятий и регламентных работ, обеспечивающих ресурс танка 10000 км;
- укомплектовать танками одно из подразделений;
- увеличить план поставок танков в 1973 г. до 35 шт., вместо предусмотренных ранее 20 шт.;
- ускорить выполнение работ заданных Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 03 мая 1972г. №314-113 по созданию ВТДТ-1000Т и дальнейшему совершенствованию танка «Объект 219»;
- в 1973 г. провести стендовую отработку ВТДТ- 1000Т, ГТСУ, испытания макетного образца танка в ходовых условиях, а также изготовить в 1973 г. два танка с комплексом мероприятий по выполнению заданных ТТТ, для заводских испытаний.
Для проведения указанных работ ЗиК поставить ЛКЗ и ВНИИТМ в течение 1973 г. шесть двигателей ВТДТ-1000Т».
Кроме указанных работ, от МАП требовалось изготовить в 1973 г. 50 ГТД-1000Т, из них в I квартале - 8 шт., во II квартале - 10 шт., в III и IV кварталах — по 16 шт.
По решению от 7 февраля 1973 г., из общего количества предполагавшихся к производству 35 танков «Объект 219» выпуска 1973 г.:
- 28 танков предназначались для опытной войсковой эксплуатации в составе танкового батальона, с учетом изготовления одного командирского танка по документации главного конструктора;
- три танка — для заводской отработки вводимых мероприятий;
- два танка - для отработки МТО танка с двигателем ВТДТ-1000Т;
- два танка — для контрольных испытаний ГТД-1000Т на ресурс 500 ч.
Кроме того, для определения возможности принятия на вооружение Советской Армии танка «Объект 219» по решению №7/1469 Главнокомандующего Сухопутными войсками И.Г. Павловского и заместителя министра Оборонной промышленности Л.А. Воронина от 23 марта 1973 г. требовалось провести контрольные войсковые испытания танка «Объект 219» с двигателем ГТД-1000Т.
В соответствии с директивой Главнокомандующего Сухопутными войсками от 28 ноября 1972 г. №562/3/08981 в период с 18 января по 28 апреля 1973 г. в СибВО (г. Юрга) была проведена опытная войсковая эксплуатация семи танков «Объект 219». Целью являлось определение всех эксплуатационно-технических характеристик танка применительно к зимней эксплуатации: маршевые возможности, расходы топлива, скорости и проходимость, требуемая продолжительность ТО, его трудоемкость и удобство обслуживания и т.д.
По итогам испытаний отмечалось:
«... 2. Машины обладают хорошей маневренностью и проходимостью и способны совершать марши по неподготовленным трассам и без обеспечения снегоочистительными средствами в составе роты до 100-150 км в сутки;
Преодолевать снежные сугробы до 2-3 метров и уверенно двигаться по целине с глубиной снежного покрова 1 метр.
3. Высокие скорости и ходовые качества машин обеспечивают проведение маршей на расстояние 300 км за 10—13 часов (с учетом времени привалов и дозаправки топливом) без замены механика-водителя.
4. Техническая скорость движения машин за весь период эксплуатации составила 24,1 км/час, на отдельных суточных маршах до 31 км/час, путевые расходы соответственно составили 7,3 л/км и 6,5 л/км.
Расход топлива при движении в колонне по снежной целине 610-840 л/100 км, что обеспечивает запас хода 200-280 км (с дополнительными бочками — 240-330 км).
В тяжелых дорожных условиях расход достигал 1000 л/100 км, при этом запас хода 170 км (с дополнительными бочками — 200 км).
Возимый запас топлива в танках, не обеспечивал суточных переходов, протяженностью 300-400 км без дозаправки танков. Расход масла практически отсутствовал.
В связи с большими расходами топлива танками с ГТСУ — потребуется усиление существующих тыловых средств, осуществляющих транспортировку возимых запасов топлива (в танковом полку потребуется дополнительно еще 10 топливозаправщиков).
... Эксплуатационная надежность работы танков оказалась недостаточной.
... Безотказная работа танка и ГТД в пределах заявленных гарантийных сроков службы не обеспечена.
Приборный комплекс танка требует дальнейшего совершенствования в направлении улучшения обзорности и обеспечения уверенного отыскания целей на поле боя при движении на повышенных скоростях, а также обеспечения надежной очистки приборов от грязи и снега.
Целесообразно проработать вопросы оснащения танка зенитным пулеметом, оборудованием самоокапывания и приспособлениями для навешивания минного трала.
Танк «Объект 219» — нужный, перспективный танк, имеет высокие боевые качества, хорошую проходимость по снежной целине и в весеннюю распутицу но требует повышения надежности и устранения других недостатков, выявленных в ходе опытной войсковой эксплуатации, прежде всего, снижения расхода топлива».
Задание на разработку нового танка
Для исполнения указаний ЦК КПСС от 30 октября 1970 г. начались работы по созданию в период 1972—1974 гг. танкового ГТД с удельным расходом топлива 180-200 г/л.с.ч (ВТДТ-1000Т) и танка («Объект 219») с указанным двигателем (постановление от 3 мая 1972 г. №314-113).
Тема новой ОКР звучала как «ГТД ВТДТ-1000Т и дальнейшее совершенствование танка типа Т-64А с ГТСУ». Целью этой работы являлось создание ГТД с экономичностью по расходу топлива на уровне, приближающемся к экономичности танковых дизелей, и обеспечение дальнейшего совершенствования танка с ГТСУ.
Общие требования к танку, утвержденные 29 ноября 1972 г. заместителем начальника Танковых войск Ю. Рябовым, включали следующие основные пункты:
- боевая масса — не более 41 т+2%;
- максимальная скорость по шоссе - 70 км/ч;
- средняя скорость по сухой грунтовой дороге — 40-45 км/ч;
- максимальная тормозная мощность
— не менее 50% максимальной мощности в условиях танка при максимальных оборотах силовой турбины;
- запас хода: по сухой грунтовой дороге — не менее 300 км; по шоссе - не менее 550 км;
- объем забронированного топлива — не менее 65% от общего запаса топлива основных баков;
- время заправки топливом — не более 15 мин;
- глубина преодолеваемого брода без подготовки
— не менее 1,2 м;
- встроенное средство самоокапывания.
Установка прицела-дальномера в башне танка «Объект 219», 1973 г.
Кроме этого предлагалось:
- доработать комплекс вооружения с учетом НИР «Точность» от 13 марта 1972 г.;
- обеспечить размещение в боевом отделении комплекса управляемого вооружения «Кобра»;
- установить на месте командира ЗУ 12,7-мм пулемета с боекомплектом не менее 400 патронов;
- размещение мортирок по теме «Туча».