Продольный разрез танка Т-64А с ГТСУ
Одним из оригинальных решений стало использование принципа моноблока24. Идея состояла в том, чтобы закрепить на двигателе максимально возможное количество агрегатов и систем, которые обеспечивали работу двигателя в составе ГТСУ.
Моноблок включал в себя ГТД с закрепленными на нем воздухоочистителем, радиаторами, вентиляторами системы охлаждения и пылеудаления, масляным баком системы смазки двигателя, масляным насосом трансмиссии, компрессором АК-150, генератором, топливным насосом, топливными фильтрами и прочим оборудованием.
Моноблок стыковался с машиной в следующих местах:
- три опоры крепления моноблока к корпусу (одна верхняя и два бугеля);
- маслопровод системы коробок передач (КП);
- трубопровод системы отопления;
- трубопровод воздушной системы;
- топливная труба от фильтра грубой очистки;
- топливная труба системы ТДА;
- дренажная труба топливной системы;
- тяги управления РСА и РУД;
- два воздуховода системы охлаждения;
- силовые кабели к стартеру и генератору (четыре провода);
- главный штепсельный разъем;
- выхлопной патрубок;
- подсоединение в КП.
Размещение ГТСУ непосредственно в МТО танка Т-64А выполнялось в ОКБТ ЛКЗ, возглавляемом Н.С. Поповым.
Работы по утверждению ТТТ и план-графика изготовления опытного танка Т-64А с ГТСУ также шли параллельно. В соответствии с ними были выполнены технический проект газотурбинного двигателя ГТД-1000Т (ЗиК) и эскизно-технический проект ГТСУ танка Т-64А с двигателем ГТД-1000Т (ЛКЗ).
Газотурбинный двигатель ГТД-1000Т. |
Компоновка двигателя ГТД-1000М на базе ГТД-1000 с теплообменником. |
Продольный разрез ГТД-1000Т. |
Моноблок ГТД-1000Т. |
В представленном эскизно-техническом проекте ГТСУ размещалась в объеме МТО серийного Т-64А, при этом, кроме установки двигателя ГТД-1000Т с системами, в забронированном объеме танка находилось дополнительно 200 л топлива.
Вновь разработанная ГТСУ включала в себя:
- газотурбинный двигатель;
- систему воздухопитания и воздухоочистки;
- систему охлаждения масла двигателя и трансмиссии и пылеудаления;
- систему смазки;
- топливную систему;
- бортовые трансмиссии;
- систему гидроуправления трансмиссии;
- привода управления двигателя и трансмиссией;
- систему пуска и энергоснабжения;
- ОПВТ;
- систему герметизации МТО;
- воздушную систему;
- систему отопления.
24 ГТСУ в виде моноблока была впервые реализована в конструкции опытного танка Т-64А с ГТД- 1000Т.