Оглавление

HstGT80031.jpg

Пятицилиндровый двухтактный дизельный двигатель форсированный (5ТДФ) танка Т-64 мощностью 515 кВт (700 л.с).

Решение о разработке такой ГТСУ для танка Т-64 было принято на совещании, состоявшемся в июле 1967 г. у секретаря Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС) Д.Ф. Устинова. На совещании в качестве непосредственных исполнителей присутствовали ответственные работники Министерства оборонной промышленности (МОП), Министерства авиационной промышленности (МАП), представители заказчика — высокопоставленные офицеры Министерства обороны СССР (МО СССР).

Цели предстоящей работы были сформулированы следующим образом:
- создание ГТСУ в соответствующих танку Т-64 габаритах, обеспечивающей удельную мощность на уровне перспективных зарубежных образцов (25—30 л.с/т.) при увеличении ресурса по двигателю по сравнению с существующим образцами в 1,7 раза (500 моточасов15);
- обеспечение значительно улучшенной тяговой характеристики при уменьшении количества передач за счет высокого коэффициента приспособляемости (2,8—1,8 вместо 1,15);
- повышение динамических и маневренных качеств танка Т-64 за счет сокращения времени переходных режимов (разгон, торможение, переключение передач);
- обеспечение мобильности и боеспособности танка Т-64 в зимних условиях за счет отсутствия в необходимости специального обогрева для подготовки к движению при низких температурах и получения минимального времени подготовки к движению;
- повышение эксплуатационных характеристик танка Т-64 за счет упрощения управления, снижения трудоемкости технического обслуживания и ремонта, возможности работы на различных видах топлива, сокращение номенклатуры масел (единое масло БЗВ), исключение системы охлаждения.

Предстояло разработать ГТСУ с танковым газотурбинным двигателем, получившим обозначение ГТД-1000, мощностью 735 кВт (1000 л.с.) и с удельным расходом топлива 240 г/л.с.ч., что по предварительным расчетам могло обеспечить танку запас хода по шоссе не менее 450 км.

Первые опытные образцы ГТД-1000 следовало представить для проведения межведомственных стендовых испытаний к концу 1970 г. Изготовление и предъявление на совместные испытания первых шести опытных Т-64 с ГТСУ планировалось осуществить в течение I квартала 1971 г.

Опора на Ленинград

16 апреля 1968 г. вышло соответствующее постановление ЦК КПСС и СМ СССР о создании газотурбинных силовых установок для объектов бронетанковой техники. Работы по ГТД-1000 возглавил главный конструктор Ленинградского НПО завод им. В.Я. Климова (ЗиК) С.П. Изотов, по танку Т-64 с ГТСУ — главный конструктор ОКБТ Н.С. Попов16. К марту 1969 г. со всеми заинтересованными сторонами были согласованы ТТТ на разработку ГТД и ТТТ на НИР по разработке ГТСУ танка Т-64. Перед коллективами, возглавляемыми С.П. Изотовым и Н.С. Поповым, стояло множество труднейших задач, которые требовалось решить в кратчайшие сроки, определенные и контролируемые на самом высоком уровне.

HstGT80032.jpg HstGT80033.jpg
С.П. Изотов, главный конструктор Ленинградского НПО завод им. В.Я. Климова.

Н.С. Попов, главный конструктор ОКБТ ЛКЗ.

К тому времени уже были выявлены основные пути устранения главного недостатка ГТД — высокого удельного расхода топлива. Улучшение показателей топливной экономичности ГТД предполагалось достичь благодаря увеличению рабочей температуры газа (что обеспечивалось применением для турбин материалов повышенной жаропрочности), повышению эффективности охлаждения лопаток турбин, отработке теплообменников с высокой степенью регенерации и повышению КПД компрессоров и турбин.

Требовалось разработать и подтвердить результатами испытаний теории и конструкции высокотемпературных турбин, высокоэффективных и малогабаритных теплообменников, мероприятия по управлению разгоном и торможением машины двигателем.

ГТСУ и трансмиссия должны были размещаться в существующем объеме МТО танка Т-64А17 без увеличения размеров кормовой части корпуса. Кроме того, необходимым условием являлась возможность замены силовой установки и трансмиссии с двигателем 5ТДФ на ГТСУ при проведении капитального ремонта танка.

Требования к системе воздухопитания ГТСУ состояли в обеспечении качественной и количественной очистки воздуха, поступающего в двигатель, автоматического удаления пыли из пылесборника и отсутствия необходимости обслуживать воздухоочиститель в процессе эксплуатации.

Время готовности танка к движению на всех передачах при температуре окружающего воздуха до -40°С определялось не более 10 мин.

Преодоление водных преград глубиной до 7 м и протяженностью не менее 1,5 км должно было осуществляться за счет использования простого и надежного оборудования многоразового применения, аналогичному установленному на серийном танке Т-64А.

В остальном танк с ГТСУ должен был полностью удовлетворять ТТХ танка Т-64А.


15 Для ГТД первых выпусков этот параметр был скорректирован до 300 моточасов.

16 В январе 1968 г., в связи с назначением Ж.Я. Котина на должность зам. министра оборонной промышленности, главным конструктором ОКБТ ЛКЗ был назначен выпускник Харьковского политехнического института 37-летний Н.С. Попов.

17 С начала 1969 г. изготовление танков Т-64 было прекращено. Танк Т-64А («Объект 434») был принят к производству постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 20 мая 1968 г. №360-137. На вооружение Советской Армии Т-64А был оформлен приказом Министра обороны СССР только 22 января 1973 г. №021 после проведения еще целого ряда доработок и испытаний.

Оглавление